Для перекрытия потока рабочей среды на промышленных магистралях применяют задвижки и вентили. Эти два типа запорной арматуры обеспечивают высокую степень герметичности и надежности. Но конструктивно они отличаются. Отличается и срок службы этих изделий.
Задвижка или вентиль
Назначение задвижки и запорного клапана – перекрывать поток вещества. Поэтому их технические параметры очень похожи. Но есть определенные условия, при которых предпочтение отдается в пользу того или иного типа арматуры.
Чтобы понять, в чем отличие задвижки от клапана, сравним 2 модели этих устройств.
Вентиль
Рассмотрим устройство модели 15с22нж.
Корпусные части этого клапана изготовлены из стали 25Л. Это универсальный и надежный сплав, применяемый в станкостроении, при изготовлении крышек цилиндров в ДВС, корпусов подшипников и поршней. 25Л устойчив при работе под давлением и температуре до +4500С.
Главный рабочий орган – золотник. При его опускании и посадке в седло, проход вентиля перекрывается. Для недопущения протекания этого узла, а также обеспечения его работы в условиях высокой температуры, уплотнители сделаны их нержавейки 20Х13.
Нержавеющий коррозионно-стойкий сплав 20Х13 имеет высокую стойкость от истирания за счет добавления 15% хрома. Из этой же стали изготовлено уплотнительное кольцо в корпусе, что обеспечивает нормальную работу клапана даже при транспортировке агрессивных сред.
Допускается эксплуатация с:
- холодной, горячей водой;
- обыкновенным и перегретым паром;
- нефтью и нефтепродуктами.
Для опускания золотника вниз в положение «закрыто», нужно вращать штурвал по часовой стрелке. Поступательное движение передается через шпиндель. Так как золотник полностью не выводится из рабочего пространства, длина хода затвора здесь небольшая.
Работа вентиля возможна только в направлении, указанном на корпусе. Внутренняя полость имеет поворот на 900С. Из-за этого в системе происходит потеря давления на клапане. Ресурс наработки – 3500 циклов.
Задвижка
Для сравнения возьмем задвижку 30с64нж, корпусные детали и затвор которой выполнены из аналогичных сплавов. Отличие от клапана в конструкции затвора, который имеет форму клина.
Для герметичного перекрытия прохода, клин опускается перпендикулярно потоку вниз и плотно входит в седла корпуса. Все уплотнители сделаны из нержавейки 20Х13. Характер движения затвора обуславливает сильное трение колец клина и корпуса. Из-за этого уплотнители быстро изнашиваются, а ресурс наработки составляет 2000 циклов.
Главное же отличие от клапана в расположении затвора. Когда проход полностью открыт, клин выведен из рабочего пространства. Потеря давления в задвижке практически отсутствует. Поэтому такую арматуру применяют на трубах большого диаметра до 1200 мм. Эксплуатация вентиля же ограничена диаметрами до 250 мм.