Ферментация Bacillus thuringiensis

 21.06.2014

Поскольку препараты ВТ продаются главным образом для борьбы с вредными бабочками, промышленность заинтересована прежде всего в кристаллическом токсине (т. е. в кристаллах или 6-эндотоксине). Однако споры могут играть вторичную роль в инсектицидной активности препарата, а термостойкий токсин (β-экзотоксин, или «мушиный фактор») обладает практическим потенциалом. Все три компонента производятся методами глубинной ферментации или ферментации на полутвердых средах, используемыми в промышленном производстве.
Каждый тип ферментации имеет свои достоинства и недостатки. На полутвердых средах путем сушки и размола конечного продукта получают смачивающийся порошок или дуст, содержащие споры, кристаллы и экзотоксин. Высушенный конечный продукт устойчив. Однако главным компонентом готового препарата являются отруби, которые с трудом смачиваются и тогда склонны разбухать и потому представляют плохой компонент смачивающегося порошка. Таким образом, хотя такой продукт может быть вполне удовлетворительной основой дуста, трудно использовать его в качестве смачивающегося порошка.
Глубинная ферментация применялась главным образом для получения жидких препаратов — суспензий комплекса споры — кристалл. Их можно использовать для опрыскивания, но дусты из них, конечно, не производят. В прошлом жидкие препараты комплекса быстро портились и требовали хранения на холоде, но сейчас они стабилизированы и могут храниться при комнатной температуре. Первоначально жидкие препараты не содержали экзотоксина. Однако его можно осадить из ферментационной жидкости и отделить вместе со спорами и кристаллами, что теперь иногда и делается. Далмедж и др. разработали способ отделения для производства сухого препарата спор и кристаллов, используемого в качестве омачивающегося порошка или дуста. Этот способ используется промышленностью с 1970 г.