Взаимодействие вирусов

 21.06.2014

Смешанное вирусное заражение нередко в природе. Оно наблюдалось у многих видов бабочек, например зараженных ядерным и цитоплазменным полиэдрозами гусениц Mamestra (Barathra) brassicae, Bombyx mori, Thaumetopoea pytiocampa, у зараженных ядерным полиэдрозом и гранулезом Choristoneura fumiferana, С. murinana, Agrotis (-Еuхоа) segetum, Spodoptera (-Laphygma) frugiperda, Nephelodes етmedonia, Pieris rapae, Pseudaletia unipuncta, Trichoplusia ni и цитоплазменными лолиэдрозами и гранулезами A. segetum и Pieris brassicae.
После заражения гусениц Antheraea pernyi или В. mori двумя типами NPV восприимчивые клетки оказываются зараженными только одним типом вируса. Это явление может быть обусловлено интерференцией на клеточном уровне. Однако в некоторых редких случаях обнаруживали клеточные ядра, зараженные обоими типами вируса, что может предполагать рекомбинацию вирусов насекомых. Apyгa и др. сообщали о задержке гибели гусениц, обусловленной интерференцией между двумя штаммами NPV в теле Hyphantria сunеа, и об интерференции между двумя вирусами CPV в теле Bombux mori. Позднее Taнада и Чанг изучали взаимодействие двух CPV в В. mori и в Colias eurydice. У С. eurydice был отмечен примечательный антагонизм. Степень интерференции колебалась в соответствии с чередованием сроков кормления, относительным размером даваемых доз и возрастом подопытных гусениц. И в этом случае почти все зараженные клетки содержали только один тип вируса. Двойные инфекции клеток наблюдались очень редко. Согласно недавним исследованиям, нет никакой интерференции между ядерным полиэдрозом клеток жирового тела и цитоплазменным полиэдрозом клеток кишечника у В. mori, но между CPV и NPV кишечного эпителия была обнаружена замечательная интерференция. Интерференция наблюдалась также между CPV кишечника и так называемым вирусом фляшерии. Каварабата и Айзава пытались объяснить подавление вируса, постулируя существование иммунного фактора подавления и присутствие интерферона. В этой связи следует также упомянуть, что развитие устойчивости или перекрестной устойчивости может быть результатом длительной связи между популяцией хозяина и тем же или другим патогеном.
Из других отраслей вирусологии известны случаи повышения эффективности вирусов после двойного заражения. В вирусологии насекомых Танада предполагал существование синергизма на основании количественной реакции опытной популяции P. unipuncta. Он наблюдал повышение эффективности NPV после стимуляции вирусом гранулеза в том же самом хозяине. Однако Бирд не нашел доказательств синергического действия при двойном заражении С. fumiferatia GV и NPV. Он упоминал, что первичная инфекция препятствовала вторичной. Отдельные клетки оказались зараженными только одним из двух вирусов, и двойное заражение клеток также и в этом случае было редким. Следует указать, что синергизм, равно как и антагонизм (интерференция) вирусов, могут возникнуть и в том случае, если один из вирусов инактивируется высокой температурой или ультрафиолетовым излучением. Однако это утверждение нельзя было подтвердить для всех случаев. Так, например, Лове и Пашке упоминают, что после одновременного заражения Т. ni GV и NPV синергизм возникал лишь при объединении двух инфекционных инокулумов. Ho если сочетали инфекционный и инактивированный теплом агентов, то ни синергизма, ни интерференции не наблюдалось.
Латентную вирусную инфекцию насекомого могут инактивировать не только вирусы, патогенные для данного хозяина, но и чужие. Бергольд обнаружил, что вирус гранулеза С. murinana стимулировал ядерный полиэдроз С. fumiferana. Криг сообщал об активации скрытого ядерного полиэдроза кишечного эпителия пилильщика Neodiprion sertifer двумя различными вирусами, к которым этот хозяин был невосприимчив: цитоплазменного полиэдроза из бабочки Dasychira pudibunda и ядерного полиэдроза из боярышницы (Aporia crataegi). Недавно аналогичные результаты получили Лонгворт и Кеннингхем. Эти авторы вызывали цитоплазменный полиэдроз у гусениц бабочки Aglais urticae, скармливая им полиэдры NPV из непарного шелкопряда, Lymantria dispar.
Предполагалось, что не активные вирусные частицы, а белок полиэдров играл важную роль в активации латентных вирусных инфекций чуждыми вирусами, образующими включения. К сожалению, активация латентных вирусов после инокуляции чуждыми вирусами мешает исследованию круга хозяев вирусов насекомых.