Плодовые насаждения

 21.06.2014

Системы выращивания и содержания плодовых насаждений чрезвычайно разнообразны. Некоторые из них имеют чисто промышленный характер, другие, например поставляющие сырье только для производства соков, используются менее интенсивно; некоторые создаются без коммерческих соображений, например любительские сады, или не используются вовсе, как уличные посадки, в частности, яблонь. Такое разнообразие определяет большую разницу в допустимых уровнях ущерба от вредителей. В промышленных насаждениях этот уровень очень низок, и поэтому здесь мало шансов для микробиологической борьбы, не способной полностью конкурировать с инсектицидами. Однако в связи с хорошо известными трудностями, обусловленными односторонним применением ядохимикатов, делались предварительные попытки сочетать несколько способов борьбы в интегрированную систему, особенно в яблоневых садах. Некоторые микробиологические препараты (в основном В. thuringiensis) были введены в видоизмененные программы опрыскиваний против листогрызущих насекомых, преимущественно гусениц бабочек. При менее интенсивных системах использования и ухода применение таких препаратов облегчается. Микробиологические возбудители болезней представляют особую ценность в тех плодовых насаждениях, где развитие устойчивости к инсектицидам создает проблему в борьбе с основным вредителем и с сопутствующими видами например красным паутинным клещиком. Кроме того, патогенами охотно пользуются, когда борьбу с вредителями приходится вести в период цветения деревьев и нужно уберечь от гибели насекомых-опылителей, в связи с чем применение большинства контактных инсектицидов запрещается (например, против маслинной мухи Prays oleae и Hyponomeuta sp.). Наконец, патогенов можно применять незадолго до уборки урожая, когда использование химических инсектицидов нежелательно.
Удовлетворительные по западноевропейским и североамериканским стандартам результаты применения В. thuringiensis в плодовых насаждениях были получены, например, в отношении следующих видов бабочек: пяденицы, Alsophila pomelaria, огневки, Desmia funeralis, зимней пяденицы, Operophtera brumata, златогузки, Euproctis chrysorrhoea (-Nygmia phaeorrhoea), гусениц коконопрядов Malacosoma spp., горностаевых молей, Hyponomeuta spp., американской белой бабочки Hyphantria сunеа.
Применение вирусов менее часто давало успешные результаты: так, вирус гранулеза (GV) использовался против листовертки Argyrotaenia velutinana на яблонях, причем действовал довольно медленно; недавно дало очень обнадеживающие результаты применение специализированного GV против плодожорки, Carpocapsa pomonella. Использование в небольшом масштабе в Чехии микроспоридий Thelohania hyphantriae против американской белой бабочки и сопутствующих чешуекрылых в плодовых насаждениях представляет интерес для экологии, поскольку дополнительные хозяева М. neusstria, H. malinellus содействовали распространению возбудителя, служили резерватами патогенов, сохраняя в себе патогена в течение зимы (Е. chrysorrhoea).
Эти примеры показывают, что в плодовых насаждениях для микробиологической борьбы доступны преимущественно листогрызущие насекомые, открыто питающиеся на листьях. Как вредители листьев они не повреждают плоды непосредственно. Трудности возникают в отношении других видов, у которых гусеницы вгрызаются в почки (некоторые листовертки) и минируют листья, ветки или плоды. При благоприятной погоде можно добиться удовлетворительного подавления, используя В. thuringiensis против некоторых из них, например Hedya nubiferana (Argyroploce variegana) и Tmetocera ocellana на распускающихся почках яблонь. Добавление эффективных фагостимуляторов (стимуляторов питания) поможет добиться более успешного перорального заражения этой группы вредителей. Небольшие количества В. thuringiensis, заглатываемые минирующими гусеницами, также вызывают частичную постларвальную смертность и снижение плодовитости, например у бабочки Spilonota ocellana и яблонной плодожорки, Cydia pomonella. Это важно не только для оценки суммарной смертности в результате обработки, но и для постепенного подавления популяций листоверток, которых нельзя быстро уничтожить микробиологическим способом.
Предполагая применять микробиологический способ борьбы в плодовых насаждениях, необходимо тщательно исследовать долгосрочное действие повторных обработок. Более высокая эффективность GV по сравнению с В. thuringiensis в отношении яблонной плодожорки может служить указанием на особую ценность высоковирулентных патогенов в тех случаях, когда вредители поглощают лишь ничтожное количество кутикулы растений, обработанных биопрепаратом.
Система использования и ухода в плодовых насаждениях может в небольшой степени способствовать улучшению внешних условий для микробиологической борьбы. Любое сокращение числа регулярных обработок ядохимикатами, переход на программы интегрированной борьбы и увеличение разнообразия состава растений-хозяев (растительного покрова) даже в промышленных насаждениях могут улучшить разнообразие биоценоза, повысить его регуляционный потенциал. В некоторых случаях можно рекомендовать специальные способы повышения влажности воздуха для грибов-энтомофагов; чтобы способствовать появлению энтомофторовых грибов на тлях, рекомендовалось выращивать дыни на молодых плантациях цитрусовых. Старый способ привлечения яйцекладущих самок Oryctes rhinoceros, вредителя масличной пальмы в Тихоокеанском бассейне, к кучам гниющих материалов, обработанных грибом Metarrhizium anisopliae, снова испытывался в программе борьбы с жуком-носорогом, разработанной Комиссией южной части Тихого океана. Выявлен новый более эффективный вирус.
Для любительских садов особенно пригоден любой метод, сокращающий число обработок растворами инсектицидов. Любители-садоводы склонны завышать применяемые дозы, и, кроме того, они не продают плоды, а поэтому в противоположность плодоводам-промышленникам не обязаны строго соблюдать драконовские требования в отношении внешнего вида своей продукции. Однако в некоторых европейских странах население очень остро реагирует на проблему остатков инсектицидов. Специальные «магазины здоровья» продают фрукты, выращенные без обработки инсектицидами, о чем можно судить по отсутствию определенных пятен, оставляемых препаратами. Микробиологическую борьбу было бы значительно легче вести, если бы чрезвычайно высокие требования к внешнему виду плодов были несколько снижены (что совсем не отразится на качестве плодов), как это принято в некоторых странах Восточной Европы. У продуцентов соков в этом отношении положение значительно лучше, поскольку допустимый уровень остатков химикатов во фруктовых соках очень низок. В целом хотя плодовые насаждения столь же пригодны для микробиологической борьбы, однако различные степени интенсивности использования и ухода сильно влияют на возможность ее применения. Разработка интегрированных методов борьбы, в большей мере использующих патогенов (например, сочетание выпуска стерильных самцов с применением вируса яблонной плодожорки), может в недалеком будущем улучшить положение.