Среда обитания насекомых

 20.06.2014

Тип местообитания

Местообитание насекомых определяет состояние их здоровья. Основные среды обитания — это растения, почва и вода. Большинство относящихся сюда вопросов уже упоминалось. Среда обитания может защищать насекомое от действия вредных физических факторов (например, от жары и мороза) или патогена — от ультрафиолетового излучения и от иссушения. Лишенные тени плантации, сухие бесплодные почвы и вода, загрязненная отходами химической промышленности, губительны для патогенов. Одно и то же число насекомых на единицу площади может быть скученно или разреженно, в зависимости от емкости местообитания, т. е. от наличия мест, пригодных для жизни. Более или менее постоянные местообитания благоприятствуют сохранению регулирующих биотических агентов, даже если такие местообитания созданы человеком.
Почва

Почву можно рассматривать как особый ярус местообитаний, обладающий свойствами, важными и для хозяина и для патогена. Разница в результатах заражения грибами (Beauveria) на различных типах почв не может быть вызвана влажностью почвенного воздуха, который всегда бывает близок к насыщению, если влажность почвы достаточна для нормального роста растений. Однако разница может объясняться различной физической структурой почвы, так как в некоторых почвах силы сцепления удерживают споры на почвенных частицах. Кислотность почвы также влияет на патогены. Низкий pH может повредить споры В. popilliae. Кислотность почвы влияет на многие виды грибов. Минеральные удобрения или сидераты влияют на pH почвы и тем самым определяют группы грибов, способных заражать почвенных насекомых.
Патогены часто вносят в почву и в лесную подстилку в связи с их влажным и постоянным характером. На востоке США широко применяли внесение в почву спор В. popilliae и В. lentimorbus, возбудителей «молочной болезни», для борьбы с личинками японского жука. Это обычно давало хорошие результаты, поскольку эти бактерии способны сохраняться в почве в течение нескольких лет. Естественное расселение было широким, но относительно медленным. Поэтому необходимо было обрабатывать здоровые популяции во многих местах, особенно в недавно зараженных районах и в излюбленных местах выплода вредителя, например на лужайках для гольфа. После обоснования бактерии сохраняются в почве в течение многих лет, особенно если сюда мигрируют восприимчивые насекомые. Поскольку патогены убивают личинок до конца споруляции, высоковирулентные штаммы сохраняются хуже, чем штаммы с более низкой вирулентностью. При долгосрочной борьбе в условиях, благоприятных для выживания покоящихся стадий патогена, и на культуре с высоким экономическим порогом использование высоковирулентных штаммов возбудителей может поставить под угрозу постоянство регулирования. Иначе обстоит дело при борьбе с насекомыми, питающимися на поверхности почвы на высокоценных культурах, где быстрое уничтожение вредителей (кратковременная борьба) может быть важнее, чем появление новых поколений патогенов в хозяевах. В отношении вирусных болезней насекомых, питающихся на поверхности почвы, вопрос стоит иначе. После применения против гусениц бабочек вирусов, образующих включения, патогены смываются водой на почву и довольно хорошо сохраняются в ней. Высыхание NPV Trichoplusia ni на почве до его вмывания вглубь отражается на количестве вируса, обнаруживаемом на различной глубине в колонках почвы с опытных делянок. После пятилетнего пребывания в почве в полевых условиях этот вирус сохранял 25% своей первоначальной инфекционности. Вирус гранулеза Pieris brassicae и Р. rapae также сохраняет инфекционность в почве в течение нескольких лет.
Лесная подстилка, в которой зимует клоп-вредная черепашка (Eurygaster integriceps) на юге России, после обработки грибами Aspergillus repens или Beauveria bassiana превращалась в среду, вызывающую высокую смертность вредителя. В местах зимовки применялся также выпуск в подстилку зараженных клопов. В других опытах подстилку сгребали в кучи, смешивали с отрубями или другими мельничными отходами и инокулировали грибами. Грибы успевали развиться и образовать споры до ухода клопов на зимовку. Хотя такой способ использования почвы для микробиологической борьбы очень трудоемок, он представляет интерес для борьбы с зимующими вредителями и для некоторых типов хозяйств. Изучая устойчивость NPV Т. ni (см. выше), Жак предложил обрабатывать суспензией полиэдров не листья, а поверхность почвы. В почве полиэдры сохраняют инфекционность в течение ряда лет и переносятся на растения с брызгами дождя и во время обработки почвы. Поскольку хозяин питается также и дикорастущими растениями, соседние невспаханные участки могут в результате естественного заражения накапливать полиэдры и сохранять их, становясь, таким образом, резерватами патогенов.