Влажность и дождь при выращивании культур с применением микробиологической борьбы

 20.06.2014

Влажность может быть важным фактором среды для хозяина, поскольку она способна действовать как стресс-фактор. Избыточная влажность вызывает, например, эпизоотии у бактерий в лаборатории, особенно потенциальных патогенов. В некоторых случаях она, видимо, оказывает сильное действие на вирусные инфекции, например на NPV непарного шелкопряда L. dispar, менее сильное — на NPV Galleria mellonella и на другие. Ее действие связано, вероятно, с цепью последовательных нарушений метаболизма хозяина.
Влажность и дожди могут действовать благоприятно и предотвращать иссушение патогенов, не защищенных оболочками спор, мембранами или тельцами-включениями. Выживание же риккетсий или бактерий в тушках обеспечивают скорее окружающие их защитные коллоиды, чем влажность. Из всех защищенных патогенов споры микроспоридий, по-видимому, сильнее всего зависят от влажности, но они редко выживают больше нескольких месяцев, если не находятся в диапаузирующих хозяевах. Конидиям или спорам грибов высокая влажность требуется не для выживания, а для заражения хозяина.
Дождь иногда способствует расселению патогенов, например распространению NPV N. sertifer из очагов больных личинок высоко на соснах в нижние части кроны, а полиэдры переносятся с брызгами с поверхности почвы на листья многих растений. Сообщалось также, что дождь способствует распространению болезни после применения В. thuringiensis против Dendrolimus sibiricus в лесах России. Однако дождь может быть и нежелателен, например во время опыливания или опрыскивания биопрепаратами. Прилипаемость современных промышленных препаратов, должным образом высыхающих на поверхности листьев, настолько хороша, что дождь средней интенсивности ненамного уменьшает количество осевшего препарата (например, В. thuringiensis).
Выживание и расселение нематоды Neoaplectana carpocapsae (ДД 136) как переносчика бактериальной болезни зависит от наличия на растениях поверхностной пленки воды. Добавление химикатов (предназначавшихся первоначально для защиты лесов от пожаров) может уменьшить испарение и увеличить срок выживания нематод. Дальнейшие исследования в этом направлении могут расширить существующие довольно узкие экологические пределы для использования этих нематод и расширить возможности микробиологической борьбы, для которой пока недоступны минирующие виды вредителей.
Большинство авторов считают влияние влажности на взаимосвязь хозяина и патогена важным главным образом для грибных инфекций. Измерения, проведенные на микро- и макроклиматическом уровнях, могут объяснить некоторые различия в результатах прорастания спор при различной относительной влажности. Мюллер-Кёглер приводит много примеров, как влияет на заражение различными видами грибов продолжительность периодов высокой влажности и что изменения влажности, обусловленные микроклиматом, действуют на насекомое или растение, как и климат, погода, характер местообитания и тип культуры. В местообитаниях с относительно высокой влажностью воздуха среди насекомых развивается больше грибных эпизоотий, чем в соседних более сухих местообитаниях, и на них более перспективно применение грибов. Наличие затеняющих деревьев на кофейных плантациях способствовало развитию грибных эпизоотий, вызываемых грибом Cephalosporium в популяциях кокцид, Coccus viridis и Saissetia coffeae. Грибы являлись причиной смертности Euproctis chrysorrhoea (Nygmia phaeorrhoea) в дубовых лесах, Aradus cinnamomeus — в сосновых древостоях и Autographa gamma — в полях, причем смертность была пропорциональна густоте растительного покрова. Хотя высокая влажность воздуха, видимо, не преобладала при всех грибных эпизоотиях, в частности при эпизоотиях, вызванных энтомофторовыми грибами, тем не менее для стимуляции активности энтомопатогенных грибов в борьбе с вредителями нередко преднамеренно повышали влажность, как об этом будет говориться ниже.