Проблема токсинов в патологии насекомых

 20.06.2014

В медицинской и ветеринарной микробиологии токсины широко изучаются уже на протяжении жизни нескольких поколений, и новейшие успехи биохимии, иммунохимии и других смежных дисциплин не только дают новые методы, но и ставят новые вопросы. Поэтому неудивительно, что об инсектицидных токсинах известно гораздо меньше.
В патологии насекомых лишь очень немногие бактерии изучены, как продуценты токсинов. Достоверность полученных результатов очень различна, и это затрудняет какое-либо сравнение. Механизмы действия и природа веществ определяются обычно только грубо, так что иногда бывает трудно с уверенностью отнести их к токсинам. Некоторые выделены только в виде неочищенных препаратов с неопределенными химической природой и физиологическими функциями.
Как и в медицинской микробиологии, мы можем предположить, что токсины или токсические вещества могут различным образом участвовать в патогенезе болезни насекомого. Смит различает четыре разные категории. Даже если он определяет токсин так, как принято в просторечии, то его деление вполне оправдано прежде всего методологически. К первой категории он относит токсины, играющие первостепенную роль в болезни. Ко второй — токсины, имеющие существенное значение, но не являющиеся единственными болезнетворными факторами. Первая категория походит на экзотоксины, вторая — на эндотоксины, как они определялись выше. В третью категорию включены токсины, образуемые in vitro, значение которых для болезни, однако, неизвестно. В эту категорию можно, вероятно, включить большинство токсинов, известных патологии насекомых. Четвертая категория противоположна третьей, поскольку здесь «токсическое действие оказывают in vivo бактерии, которые in vitro соответствующих токсинов не образуют». Теоретически третья и четвертая категории могут быть сомнительными, поскольку эти соединения или вовсе не токсины, или это токсины, которые нельзя получить на питательных средах. Ho экспериментально они представляют ценность, так как демонстрируют все возможные сочетания при изучении патогенности. Отсюда делается практический вывод, что, «занимаясь нерешенными проблемами патогенности, следует исследовать поведение и признаки вирулентности бактерий in vivo, которые затем можно было бы воспроизвести in vitro для более детального исследования». Это же относится и к определению токсической активности. Поэтому раньше чем отнести соединение, выделенное in vitro к токсинам, следует убедиться, что оно играет роль в патогенезе болезни in vivo.