Испытания нематод в борьбе с насекомыми

 20.06.2014

Хотя мермитиды и сферуларииды и перспективны для биологической борьбы с вредными насекомыми, трудность получения их в массовых количествах для распространения крайне ограничивает их пригодность. Поскольку попытки выращивания на искусственных средах закончились неудачей, получать большие количества нематод для работ в полевых условиях приходится из живых хозяев, что требует значительной затраты времени и сил.
Однако неоаплектанид можно довольно легко выращивать на искусственных средах, и наряду с широким кругом хозяев это обстоятельство усилило заинтересованность в их интродукции в новые районы. Данные о попытках использовать неоаплектанид в борьбе с полевыми популяциями насекомых суммированы в таблице 10.

Испытания нематод в борьбе с насекомыми
Испытания нематод в борьбе с насекомыми

Первые исследования в полевых условиях проводил Глезер с нематодой N. glaseri. Этот вид был сначала применен на опытных делянках против японского жука в дернине пастбищ на двух фермах в штате Нью-Джерси. Хотя фактический процент смертности определить не удалось, поскольку насекомых поедали птицы, тем не менее на обработанных делянках нематоды уничтожили больше половины личинок вредителя. В более широком полевом опыте авторы снова обнаружили, что численность популяции личинок хрущей на делянках, обработанных суспензиями нематод, достоверно снизилась примерно на 40%. После этих предварительных испытаний N. glaseri вносили в разное время года на 73 различные опытные делянки, заложенные на разных типах почв, и на 72 из них были обнаружены личинки жуков, зараженные паразитами. Внесение нематод на поверхность почвы было более успешным, чем внесение в почву, при условии, что после обработки суспензией нематод делянки поливали чистой водой. Распространение нематод могло происходить также и естественным путем, поскольку выяснилось, что взрослые насекомые способны переносить их на новые участки. После описанных исследований в виде опыта широкого распространения паразитов была осуществлена программа выпуска нематод через каждые 4 км на всей территории штата Нью-Джерси. К сожалению, несмотря на всю эту работу, сейчас нельзя указать полевые участки, на которых можно было бы найти N. glaseri. В 1967 г. на некоторых полях, где предварительно велась обработка N. glaseri, автору не удалось обнаружить зараженных жуков. Площадки для игры в гольф в Тавистоке, первоначальном очаге распространения нематод, по-прежнему были поражены вредителями, но личинки, зараженные нематодами, обнаружены не были. В последний раз N. glaseri была, по-видимому, выделена из личинок жука в 1953 г.
N. glaseri испытывали против личинок хрущей в почве также и в других пунктах. Ее применяли на полевых делянках в штатах Алабама, Флорида, Луизиана, Миссисипи и Северная Каролина для борьбы с личинками листоеда Pantomorus spp. Хотя нематоды и закрепились на 29 делянках, как было установлено в почвенных вытяжках, однако Свейн и др. полагали что широкое применение N. glaseri для истребления вредителей неосуществимо, хотя на ограниченных площадях и удавалось защитить посевы. Позднее культуры N. glaseri были посланы в Новую Зеландию, где выпуск нематод был произведен в 1952 г. для борьбы с личинками хруща Costelytra zealandica (табл. 10). Хотя на полевых делянках и были обнаружены личинки, зараженные нематодами, тем не менее общего снижения численности популяции по сравнению с контролем достигнуть не удалось.
К этому времени завоевал популярность другой вид Neoaplectanidae. Первоначально этот комплекс нематоды и бактерии получил название ДД-136; позднее было показано, что это штамм N. carpocapsae Weiser, и первые испытания его против сельскохозяйственных вредителей как в почве, так и на ее поверхности дали обнадеживающие результаты, например, против гусениц плодожорки, Cydia (Carpocapsa) pomonella (табл. 10).
В некоторых опытах большое значение придавали влажности. В 1958 г. Уэлч сообщил о начальном успехе применения штамма ДД-136 против личинок колорадского жука. Однако последующие опыты закончились неудачей, по-видимому, под влиянием факторов среды, особенно атмосферной влажности, в период обработки. После обработки этим штаммом листьев табака Чемберлен и Датки наблюдали снижение численности гусениц табачной совки на 80—85% в условиях высокой влажности, но слабую гибель или отсутствие ее в опытах на сухих листьях.
Однако в ряде других опытов влажность среды не считалась ограничивающим фактором. В результате применения штамма ДД-136 против личинок капустной мухи Hylemyia brassicae, повреждение растений снизилось по сравнению с контролем, обработанным инсектицидом, а внесение нематод в пазухи листьев кукурузы для уничтожения стеблевого мотылька, Ostrinia (Pyrausta) nubilalis, обеспечило достоверное снижение повреждений стержней початков на растениях, обработанных нематодами, по сравнению с необработанными. Ho в полевых опытах с репной белянкой было достигнуто лишь недостоверное снижение численности гусениц на кочанах капусты по сравнению с контролем.
На поверхности почвы штамм ДД-136 обеспечивал в некоторых опытах успешные результаты (табл. 10). Было проведено испытание восприимчивости ряда вредителей леса к этому штамму, и при обработке им оснований стволов сосен нематоды могли поселяться здесь и убивать личинок долгоносика Hylobius radicis. Рид и Карн вносили ДД-136 в дернину, где обитали личинки пластинчатоусого жука Sericesthis geminata, но обнаружить насекомых, зараженных нематодами, им ни разу не удалось, и они пришли к выводу, что данный штамм пригоден скорее для заражения насекомых, живущих на поверхности почвы, чем для видов, обитающих в почве. Применение этого штамма на полевых делянках батата снизило повреждение корней, но Крейтон и др. считали, что достигнутая защита культуры была недостаточна.
Испытания на поверхности почвы также давали различные результаты. Штамм ДД-136 достоверно снизил численность репной белянки в Новой Шотландии. Ho при опрыскивании им листьев яблони с целью уничтожения гусениц зимней пяденицы достоверного снижения численности гусениц не наблюдалось. Применение против гусениц пальцекрылки на артишоке в поле также не дало достоверных результатов, и авторы пришли к выводу, что против этого насекомого нематоды оказались относительно неэффективными. Паразиты вызывали высокую смертность кукурузной совки, но повреждения початков не предупреждали.
Вызывает удивление тот факт, что рабдитоидные нематоды не были значительно шире использованы в биологической борьбе с насекомыми, имеющими важное значение с медицинской точки зрения, поскольку водное местообитание разрешило бы проблему высыхания, так часто возникающую в наземных условиях. Во время предварительного изучения действия ДД-136 на лесных комаров Бриан и Уэлч наблюдали, что в полевых опытах с этой нематодой снизилась численность популяций как личинок, так и взрослых комаров, вылетающих из куколок.