Lasiocampidae (коконопряды)

 20.06.2014

1. Malacosoma fragile

Опасный вредитель ценного пастбищного полукустарника запада США Purshia tridentata. Гусеницы восприимчивы к вирусу ядерного полиэдроза (NPV), который был испытан против них вблизи Тракки в округе Невада, Калифорния.
Запас вируса был создан путем опрыскивания суспензией полиэдров заброшенного плодового сада, зараженного Malacosoma californicum. Через неделю гусениц перенесли в лабораторию, где их содержали в деревянных садках, а затем переработали уже описанным способом.
В 1952 г. вирус был применен в популяциях М. fragile и вызвал гибель примерно 80% гусениц. В последующих опытах, проведенных в 1953 и 1954 гг., смертность гусениц и куколок была высокой, но в 1955 г. гибели от вируса не наблюдалось, из чего видно, что вирус почти не попадал на поверхность растений, где питались гусеницы (табл. 5). Это объясняется тем, что применялись значительно более низкие дозировки и концентрации и, кроме того, вертолет летал на высоте 45—60 м вместо 3—6 м, как в 1954 г.
Описанные исследования показали, что концентрации вируса выше 10в11 полиэдров/0,4 га, распыленные в популяциях молодых гусениц, вызывают 80—90%-ную смертность, при условии, что вирус достигает поверхности растений. Хотя о повреждениях авторы не упоминают, можно предположить, что, продолжая питаться вплоть до гибели, гусеницы наносили культуре значительный ущерб.
Lasiocampidae (коконопряды)

Дальнейшие исследования показали, что вирус можно вводить в популяции вредителя для провокации долговременных эпизоотий. Относительно высокие концентрации вируса, требующиеся для обеспечения быстрого снижения численности популяций, и трудность получения его в больших количествах говорят о том, что, вероятно, данный вирус нельзя будет эффективно использовать для быстрого подавления вредителя на больших площадях.
2. Malacosoma disstria, малый кольчатый шелкопряд

Многочисленные популяции этой бабочки, широко распространенной в Северной Америке, развиваются в осиновых лесах Канады и на севере США. После того как численность вредителя удерживается в течение 4—6 лет на высоком уровне, NPV нередко развивается до масштабов эпизоотии и за 2—3 года снижает численность вредителя до очень низких уровней. Поскольку естественные эпизоотии вируса возникают часто и регулярно, производились попытки искусственного создания эпизоотий в зарождающихся в популяциях гусениц, чтобы снизить численность их раньше, чем они причинят значительный ущерб. Исследовалась также возможность кратковременного подавления.
Вирус, выделенный в 1962 г. из больных гусениц в зоне Мирной реки в провинции Альберта, Канада, был в массе размножен в лабораторных условиях с февраля до апреля 1963 г. Яйца вредителя были собраны осенью и до февраля хранились при 0 °С. Гусеницам, отродившимся после выдерживания яиц в течение недели при 22 °С, скармливали каждые 2—3 дня полоски свежего корма с агаром.
Вирусные частицы вводили в полость тела гусениц последнего возраста при помощи тонких стеклянных или стальных (28 калибра) игл. Вирусные частицы освобождались после растворения полиэдров в 0,004 M растворе Na2CO3 и 0,05 M растворе NaCl. Бактерий удаляли фильтрованием через микропористый фильтр (размер пор 0,45 мк). Мертвых гусениц перерабатывали обычным способом.
Более значительные количества вируса были получены с минимальной затратой труда путем инъекции его нескольким тысячам взрослых гусениц, собранных в природе. Этих гусениц не кормили, но содержали в бумажных мешках емкостью по 9 кг (примерно по 100 гусениц на мешок).
Начиная с четвертого дня после инъекции мертвых и гибнущих гусениц ежедневно собирали и перерабатывали. При такой методике отпадала необходимость кормить гусениц, один лаборант собирал около 1000 гусениц в час, а опытный лаборант мог за час произвести инъекцию вируса 50—100 гусеницам. Запас здоровых гусениц хранился при 4 °C в течение нескольких недель без чрезмерно высокой смертности.
Таким образом, стоимость производства вируса в количествах, достаточных для обработки 0,4 га, составляла меньше 10 центов, что позволяет обрабатывать относительно сильно зараженные площади при затратах, вполне сопоставимых со стоимостью обработки химическими инсектицидами.
В полевых опытах вирус в концентрациях 10в5, 10в6 и 10в7 полиэдров/мл испытывался против гусениц 1-го возраста и в концентрации 5*10в6 полиэдров/мл против гусениц 3-го и 4-го возрастов; расход рабочей жидкости во всех опытах составлял 150 мл на одно дерево с диаметром ствола 9 см. На каждой делянке опрыскивали по 20—40 деревьев с помощью небольшого аэрозольного опрыскивателя (Микро Харт); обработку проводили ранним утром или поздно вечером в периоды минимального движения воздуха. Делянки располагались на расстоянии не менее 400 м друг от друга в общинах Грехем и Бигвуд округа Сед-бери в провинции Онтарио.
Наивысшая концентрация вируса (10 полиэдров/мл) быстро убивала гусениц первого возраста (92% за 17 дней), раньше, чем они достигали 4-го возраста и могли причинить чрезмерно большой ущерб.
В результате применения препарата в концентрации в 10 раз меньшей (10в6 полиэдров/мл) погибло только 28% гусениц 3-го и 4-го возрастов, и оставшиеся в живых сильно повредили деревья. Если вирус рассеивался среди гусениц 3-го и 4-го возрастов — погибали лишь очень немногие (0,6%).
Эти исследования показали, что данный NPV можно использовать для снижения численности популяций вредителя три расходе 10в11 или больше полиэдров/0,4 га и что очень важно проводить опрыскивание, как только гусеницы отродятся и начнут питаться. Небольшие изолированные очаги в местах, посещаемых туристами, а также отдельные деревья можно обрабатывать с помощью обычных гидравлических опрыскивателей. Можно пользоваться также и аэрозольными опрыскивателями, а для обработки крупных очагов применять авиаопрыскивание. Небольшие вспышки размножения М. disstria в самом их начале (очаги площадью в несколько квадратных километров) удастся, вероятно, обезвреживать, вводя в них вирус в высокой концентрации (10в7 полиэдров/мл) при расходе суспензии 47,2—94,5 л/га.
Хотя низкие концентрации вируса не обеспечивают быстрой гибели вредителя, они могут вызывать эпизоотии. В одном районе вирус распространился больше чем на 32 мм от места интродукции, и в последующих поколениях здесь развивались эпизоотии.
3. Шелкопряд dendrolimus spectabilis

В результате сильных повреждений этим вредителем сосны в Японии часто оказываются совершенно оголенными и погибают. В 1956 г. в некоторых сосновых лесах округа Канто были найдены зимующие гусеницы, зараженные вирусом цитоплазменного полиэдроза.
Дальнейшие исследования показали, что почти все они были заражены слабо, и только те, которые содержали большие количества вируса, погибли от болезни. Никаких следов естественной эпизоотии обнаружено не было.
Многочисленные попытки использовать вирус показали, что доза 5*10в10 полиэдров на 0,4 га снижала число выживших особей, если рассеивание вируса производилось среди гусениц седьмого возраста.
Для распыления вируса использовалась обычная наземная аппаратура или он применялся с вертолета в форме водной суспензии смачивающегося порошка или дуста с нейтральным поверхностно-активным веществом.
Большие количества вируса были получены в лаборатории из гусениц 7-го возраста. Гусениц выращивали на сосновой хвое или на синтетическом корме. В результате обработки хвои или синтетического корма вирусом в концентрации 10в6 полиэдров/мл большинство гусениц было сильно заражено. Через 20 дней все гусеницы были переработаны, и выход вируса составил около 5*10в88 полиэдров на гусеницу. Таким образом, из 100 гусениц получали вирус в количестве, достаточном для обработки 0,4 га. Вирус применялся в различные сроки в течение жизненного цикла вредителя, и наилучший эффект был получен при рассеивании 5*10в10 полиэдров/0,4 га в июне, когда гусеницы были в 7-м и 8-м возрастах.