Gilpinia (diprion) hercyniae, еловый общественный пыльник

 20.06.2014

Изучение NPV этого вида обеспечило прекрасную модель для изучения болезней других пилильщиков. Когда этот вид, случайно завезенный в начале XX в., грозил уничтожить еловые леса на северо-востоке Северной Америки, энтомологи начали искать его естественных врагов в Европе, но оказалось, что вирус сопутствовал паразитам. Он быстро распространился и вызвал опустошительную эпизоотию, которая снизила численность популяций пилильщика и спасла многие гектары ценных еловых лесов. Начиная с 1939 г. за популяциями пилильщика, его паразитами и вирусом ведутся непрерывные наблюдения. Вирус сохранился в природе и считается главным фактором подавления пилильщика.
G. hercytiiae размножается партогенетически, самцы этого вида встречаются крайне редко, составляя не более 1 % популяции. Яйца откладываются поодиночке в хвою ели, и личинки питаются почти исключительно одно- и двухлетней хвоей. Достигнув зрелости, личинки спускаются на землю, образуют колыбельки в лесной подстилке и развиваются во взрослых насекомых или диапаузируют. Личинки, заразившиеся вирусом перед самым созреванием, часто превращаются во взрослых пилильщиков. Значительная часть их яиц содержит вирус, и это приводит к заражению и гибели отрождающихся личинок. Таков основной механизм переноса вируса от одного поколения хозяина к другому. Вирус находится, по-видимому, только на поверхности яиц.
Этот вид пилильщика можно разводить искусственно, пользуясь стерильной методикой, и получать большие количества вируса, скармливая личинкам последнего возраста загрязненную хвою. Через неделю можно ежедневно собирать мертвых и гибнущих личинок и помещать их для разложения в воду при комнатной температуре. Полиэдры быстро оседают на дно в виде беловатого осадка. Надосадочную жидкость можно осторожно слить, сохраняя большую часть осадка, который затем подвергают дальнейшей очистке путем дифференциального центрифугирования при малых скоростях. Всю надосадочную жидкость нужно собрать и дать ей отстояться, поскольку вирус обычно продолжает осаждаться.
Чтобы добиться особенно высокого выхода относительно чистого вируса, нужно извлечь ткани средней кишки из сильно пораженной болезнью, но живой личинки. Это легко сделать, отрезав голову и последнюю пару брюшных ложноножек и выдавив пищеварительный тракт через один из концов тела. Вирус, полученный таким путем, часто почти не требует очистки.
Полевые и лабораторные опыты с количественным учетом показали, что этот NPV крайне инфекционен для личинок всех возрастов, и его успешно интродуцировали в незараженные популяции. В 1950 г. три пораженные пилильщиком ели были опрыснуты вирусом, а через год, т. е. после трех поколений пилильщика, на всех деревьях в радиусе 152 м от опрыснутых экземпляров была отмечена высокая смертность вредителя от вирусной болезни. Больные личинки были обнаружены на расстоянии 610 м от обработанного участка. Вирус сохранился в природе и с тех пор оказывал регулирующее действие. Нет сомнения, что это важный фактор, регулирующий численность популяций елового общественного пилильщика, и что при необходимости его можно искусственно распространять, чтобы подавить чрезмерно численные популяции вредителя.