Ограничение численности насекомых

 20.06.2014

Для разумного проведения борьбы с вредителями необходимо знать причины, по которым некоторые насекомые считаются вредными, и факторы, обусловливающие такое положение. К микробиологическому методу это относится в такой же степени, как и ко всякому иному способу борьбы. Соответственно, чтобы установить общие принципы, которые нужно учитывать, стремясь к наилучшему применению микробиологических методов, следует проанализировать происхождение вредителей и результаты применения немикробиологических способов борьбы с ними Для наших целей вредителем нужно считать любой вид насекомого, клеща (или представителя другой группы животных), который наносит экономический вред, создает неудобства для человека или угрожает его здоровью.

Численность насекомых до появления земледельцев

На основе современных знаний можно полагать, что до вмешательства человека численность любого вида насекомых зависела от равновесия между его способностью к размножению и сочетанием различных природных факторов, которые в большей или меньшей степени ограничивали его численность. К этим факторам относятся климат, погода, размеры ресурсов, доступных для использования, конкуренты, естественные враги к патогенные организмы.
Многие быстро размножающиеся виды питались на растениях и сами составляли животную основу цепей питания. Многие виды были, конечно, естественно многочисленны, и некоторые из них, несомненно, причиняли такой же большой ущерб, как те или иные современные вредители, например вредители девственных хвойных лесов. Некоторые виды размножались так интенсивно, что временно уничтожали свои источники пищи, как это случается иногда в наше время с сосновой пяденицей, Bupalus piniarius, в сосновых лесах Европы. Численность многих видов колебалась из года в год, в зависимости от погодных условий года и запасов пищи. Цепи питания никогда не были статичны: у некоторых видов наблюдалась периодическая смена многолетних циклов высокой и низкой численности. Имелись, конечно, еще более долгие циклы, длившиеся миллионы лет и обусловленные сильными изменениями климата и эволюцией.
Многие виды никогда не достигали высокой численности в результате взаимодействия с комплексом естественных врагов, действующего под накладывающимся влиянием климата. Все подобные взаимодействия чрезвычайно сложны и зависят от многих дополнительных факторов, в том числе погоды, условий местообитания и состава фауны.
Силы, ограничивающие численность вида насекомых, представляли собой комплекс абиотических и биотических факторов, действующих на самых различных уровнях численности популяций. Совокупное влияние факторов вызывало естественную гибель. Поскольку в конце определенного сезонного цикла численность насекомых возрастает лишь в том случае, если из потомства одной самки выживает и размножается больше двух особей, то, вероятно, общее увеличение или уменьшение численности вида часто зависит от сравнительно небольших изменений смертности. Так, если (взять простой пример вида, дающего одно поколение в год, самки которого откладывают по 100 яиц, то для сохранения постоянного уровня популяции 98% потомства должно погибать, не размножаясь. Изменение смертности на 0,5% способно повысить или уменьшить на 25% численность вредителя в следующем году.
Вмешательство земледельца

Человек использует разные виды растений и животных в пищу и для других целей, но и, в свою очередь, стал жертвой ряда паразитических насекомых. Насекомых, паразитирующих на человеке и ухудшающих качество и снижающих количество растительной продукции, принято расценивать как вредителей. Поскольку эти насекомые способны сохраняться в количествах, досаждающих человеку, несмотря на естественные факторы, регулирующие их размножение, численность их можно ограничивать, только вводя в окружающую среду новые регулирующие факторы. Надеяться, что воздействие природных факторов усилится в достаточной степени само по себе, совершенно бесполезно.
Человек и сам создал ряд дальнейших осложнений. Чтобы облегчить уборку урожая и использовать преимущества особых местообитаний для выращивания специальных культур, он начал занимать под одну и ту же культуру все большие площади. Помимо того, что эта склонность к монокультуре приводила к концентрации и увеличению запасов пищи для насекомых, она обедняла состав флоры и фауны и тем повышала вероятность нарушения равновесия в популяции насекомых вследствие выпадения одного из регулирующих факторов, легко компенсируемого другими. По мере совершенствования знаний о сортовых различиях человек начал выбирать сорта, дающие более высокие и надежные урожаи. Такие современные высокоурожайные сорта растений часто бывают менее устойчивы к поражению вредными насекомыми, чем их дикие предки, и, таким образом, на культурных растениях вредители размножаются быстрее.
Пока не были созданы пестициды, доступные меры борьбы исчерпывались применением агротехнических мероприятий, например более ранних или поздних сроков посева. Пo возможности применения даже летальных ядохимикатов тоже ограниченны. Препараты широкого спектра действия оказывали нередко нежелательный побочный эффект, убивая многие полезные виды и устраняя, таким образом, естественные ограничители численности не только главнейших вредителей, которые вновь появлялись в еще больших количествах, но и второстепенных видов, численность которых возрастала и которые также становились вредителями. Причиной повышения хозяйственного значения паутинных клещей (семейство Tetranychidae) за последние 20 лет было широкое применение хлорорганических пестицидов. Пестициды вызвали и другие осложнения; они оказались токсичными для чувствительных культурных растений, образовывали стойкие остатки, токсичные для человека и диких животных. Эти обстоятельства ограничили выбор пригодных пестицидов, в дальнейшем еще более усложнившийся в результате появления устойчивых рас насекомых, которые при использовании ядохимикатов для защиты культур закрытого грунта (в теплицах, парниках и грибоводнях) сокращали продолжительность полезного эффективного применения многих новых препаратов до двух-трех лет.
Некоторые наиболее сильные вспышки размножения вредителей возникали и вследствие случайного распространения насекомых в местностях, где отсутствовал полный набор их естественных врагов. Такое нарушение равновесия можно исправить путем интродукции естественных врагов из других местностей, что нередко дает поразительный эффект, как было отмечено, например, для елового общественного пилильщика, Gilpinia (Diprion) hercyniae, в Канаде (куда патогенный вирус был завезен случайно).
Химическая борьба с вредителями

В связи с широким использованием ядохимикатов был выработан ряд правил, с которыми должен считаться энтомопатолог, применяя микробиологический метод. Несоблюдение этих и перечисленных ниже правил, уже послужило причиной ряда неудач.
1. Ядохимикат должен активно действовать на вредителя, намеченного к уничтожению.
2. Он не должен оказывать фитотоксического действия.
3. Летальная доза должна поражать вредителя в форме препарата наиболее подходящего состава.
4. Препарат следует применять в течение уязвимой стадии вредителя и в сроки, предупреждающие нанесение экономического вреда культуре.
5. Необходимо следить за развитием у вредителя устойчивости к ядохимикатам,
6. Вред ядохимиката для естественных врагов должен быть сведен до минимума.
7. Для использования следует выбирать ядохимикаты, безопасные для рабочих, проводящих борьбу, и для диких животных. Нельзя допускать сохранения опасных остатков яда на растениях и в почве.
8. Ядохимикаты должны быть устойчивыми в период хранения до их использования.
Современный интерес к биологическому методу борьбы в значительной мере объясняется развитием у вредителей устойчивости к пестицидам. Возрастающая стоимость разработки новых пестицидов, в немалой степени обусловленная необходимостью применения усложненных методов испытаний, гарантирующих отсутствие нежелательного побочного действия остатков, требует, чтобы пестициды были пригодны для использования на больших площадях важнейших культур. Эти ограничения ложатся тяжелым бременем на высокоинтенсивные системы полеводства, поэтому чрезвычайно важно продлевать сроки хозяйственно-эффективного применения уже имеющихся препаратов.
Биологический метод борьбы — перспективная альтернатива химического, но эффективные природные агенты известны лишь для немногих видов из всего комплекса вредителей. Это ограничение открыло путь интегрированным системам, объединяющим все доступные способы борьбы со всем комплексом вредителей в целом. Одним из главных затруднений, мешающих разработке программ интегрированной борьбы, является недостаток избирательных ядохимикатов и проблема выборочного использования пестицидов широкого спектра действия. Ограниченный круг хозяев многих патогенов позволяет надеяться, что они окажутся пригодными для использования в интегрированных программах.
Биологические методы борьбы с вредителями

В настоящей книге термин «биологический метод борьбы» употребляется в наиболее обычном его смысле, означающем влияние хищников, паразитов и патогенов, интродуцируемых или применяемых человеком. Некоторые авторитетные специалисты обозначают этим термином также и деятельность биологических агентов, естественно встречающихся в природе, но мы будем эту деятельность рассматривать отдельно в разделе «естественная биологическая регуляция». В классическом представлении биологический метод борьбы включает в основном использование хищных и паразитических членистоногих, в связи с чем для них предлагается новый термин — «макробиологическая борьба» — в отличие от «микробиологической борьбы», то есть от использования микроорганизмов. Определение «естественная» можно применять и к этим терминам.
Изучение макробиологической борьбы с вредителями доставляет много сведений, потенциально пригодных для использования в микробиологической борьбе, поэтому на (протяжении всей книги приходится неизбежно сравнивать оба метода. Успешно действующий агент макробиологической борьбы должен обладать следующими свойствами:
1) способностью распространяться в популяции вредителя;
2) способностью устойчиво сохраняться в среде обитания вредителя;
3) достаточно сильно выраженной способностью отыскивать жертву;
4) способностью при условии правильной интродукции ограничивать численность вредителя до уровня, исключающего возможность нанесения экономического вреда растениям;
5) быть пригодным для разведения или сбора здоровых экземпляров агента в достаточных количествах;
6) отсутствием склонности к подавлению других биологических агентов, если только он не способен полностью заменить их;
7) обеспечивать намеченный уровень уничтожения вредителя.
Определить фактически достигнутую степень уничтожения вредителя, не имея количественных данных о положении, существовавшем до интродукции агента, обычно трудно, а часто и невозможно. Поэтому необходимо всегда иметь достаточно полные исходные материалы.
Первостепенное значение имеет точное определение агента даже на уровне линий и биотипов, которые могут различаться по требованиям к климату, по характеру поведения и реакциям на тип жертвы или хозяина. Агенты могут и сами страдать от хищных и паразитических членистоногих или от болезней, поэтому до выпуска в природу их необходимо исследовать и убедиться, что они здоровы.