Развитие науки о болезнях насекомых

 20.06.2014

Человеку с древних времен было известно, что насекомые страдают от болезней. Развиваясь с тех пор все ускоряющимися темпами, это знание превратилось в науку о патологии насекомых. Болезнь можно определить как всякое изменение в здоровье насекомого, и впервые оно было отмечено у одомашненных видов. Аристотель первый упоминал о болезнях пчел, а в 1835 г. Агостино Басси доказал, что болезни животных могут быть вызваны микроорганизмами и что гриб Beauveria bassiana является возбудителем мюскардиноза шелковичного червя.
Первые наблюдения проводились в основном на двух одомашненных насекомых — медоносной пчеле и шелковичном черве; эти исследования послужили основой фундаментального изучения природы болезней насекомых и их значения для экологии. Постепенно исследования распространились и на вредных насекомых, и возникло представление о возможности использования болезней для борьбы с этими видами. В 1879 г. русский ученый И.И. Мечников провел первые серьезные опыты по уничтожению вредных насекомых с помощью микроорганизмов, заразив личинок хлебного жука-кузьки, Anisoplia austriaca, грибом Metarrhizium anisopliaе. Первый промышленный препарат «Спореин», содержавший Bacillus thuringiensis, начали производить еще до 1938 г. После второй мировой войны несколько коммерческих фирм в США занялись производством препаратов с этой бактерией. Сегодня мы можем указать такие успехи, как защиту от металловидки, Trichoplusia ni, более 50% урожая капусты в Южной Калифорнии в 1965 и 1966 гг. с помощью Bacillus thuringiensis, промышленное разведение этой бактерии и испытание 10 опытных образцов фирменных препаратов, содержавших энтомопатогенные вирусы. Эти практические результаты в значительной мере стимулировали создание большого числа специализированных лабораторий патологии насекомых, начавшееся в 1945 г. с организации Лаборатории патологии насекомых при Калифорнийском университете. Соответственно вырос и объем литературы. Энтомопатологи начали рассматривать свой предмет как самостоятельную дисциплину и в 1958 г. провели в Праге свой первый международный съезд. В 1959 г. начал выходить специальный журнал, посвященный патологии насекомых, а в 1967 г. было создано научное общество, к участию в котором были привлечены и специалисты по другим беспозвоночным животным. Число энтомопатологов выросло с 320 в 1948 г. (с учетом ранее скончавшихся ученых) до примерно 550, благополучно работавших в 1967 г., или до 728, если включать в эту цифру всех специалистов по болезням беспозвоночных. В 1966 г. Штейнхаус предложил рассматривать сравнительную патологию — изучение болезней живых организмов — как триаду, состоящую из патологии позвоночных, патологии беспозвоночных и патологии растений позднее он стал настаивать на создании центров, объединяющих все три дисциплины под названием патобиологии. Первый такой центр Штейнхаус создал в 1969 г. в Ирвине, Калифорния. Микробиологическая борьба с насекомыми является особенно активной отраслью патологии беспозвоночных, для которой фундаментальные работы по патобиологии имеют чрезвычайно важное значение.
Сейчас уже настало время определить: 1) какую роль в борьбе с вредными насекомыми могут играть болезни, вызываемые микроорганизмами; 2) насколько правильно ориентированы современные попытки их использования и 3) каковы направления дальнейшего развития. Ранние работы хорошо освещены в книгах Штейнхауса и других исследователей. Поэтому здесь полезнее, по-видимому, сосредоточить внимание на работах последних 10 лет, используя ранние исследования главным образом при формулировке основных принципов и указании ошибок, которые не должны повторяться.