Защитная роль микробов-антагонистов

 25.06.2014

Как отмечалось ранее, в почвах, где обильно развиваются антагонисты (бактерии, грибы или актиномицеты), чувствительные к ним микробы — как сапрофиты, так и фитопатогенные — развиваются слабее или вовсе не развиваются. Это послужило основанием для использования микробов-антагонистов в борьбе с вредной микрофлорой, с возбудителями заболеваний у растений.
Первые попытки в этом направлении были предприняты Портером. Он обрабатывал семена пшеницы бактериями-антагонистами, а затем заражал их грибами Helminthosporium. Семена не заражались и прорастали нормально или поражение было незначительным. Бамберг бактеризовал семена пшеницы в целях предохранения их от поражения пыльной головней. Вейндлинг пользовался грибом триходермой — Т. lignorum для предохранения проростков цитрусовых растений от ризоктонии. Этот же гриб, по данным других авторов, защищает также огурцы и горох от Rhizoctonia, а пшеницу — от фузариоза. Мильяр и Тейлор наблюдали защитное действие актиномицетов-антагонистов — A. praecox по отношению к возбудителю парши у картофеля — A. scabies. Заболевание паршой не наблюдалось при массовом развитии антагониста.
Аналогичное явление описал Кислинг. Он испытывал бактерии-антагонисты в борьбе с паршой картофеля. В условиях полевого опыта при достаточном развитии антагонистов заболевание либо вовсе не проявлялось, либо наблюдалось лишь в небольших размерах.
Грегори с сотрудниками показал защитную роль актиномицетов-антагонистов в опытах с фитопатогенными грибами Pythium ultimum и Pythium debaryanum. Эти грибы оказались весьма вирулентными к люцерне. Внесение в почву определенных видов актиномицетов-антагонистов (Actinomyces sp.) предохраняло растения от поражения. Положительный результат был получен и при применении антагонистов — грибов Trtchoderma lignorum и Penicillium patulum, а также спороносных бактерий Bacilius sp. № 6.
Рем обрабатывал семена пшеницы и ржи актиномицетами-антагонистами в целях борьбы с возбудителями фузариоза (Fusarium nivale и Fus. culmorum). В результате автор получал повышение всхожести семян на 30%.
Горрард и Локхед приводят большой перечень микробов-антагонистов, подавляющих развитие в почве фитопатогенных организмов. Среди них имеются спороносные и неспороносные бактерии, грибы, актиномицеты и простейшие. Кордон и Хенслер показали в эксперименте угнетающее действие спороносной палочки Вас. simplex на рост и развитие гриба Rhizoctonia solani, поражающего огурцы и горох. Культура антагониста прибавлялась в почву, в которой выращивались растения. В результате получено снижение заболеваемости последних. В контроле без бактерий-антагонистов было поражено: огурцов 65% от общего числа растений, гороха — 48%; при внесении антагониста, соответственно, 35 и 45%.
Арк и Хант упоминают о двух культурах спороносных бактерий — Вас. vulgatus и Bacillus sp., которые подавляли развитие многих фитопатогенных бактерий в почве и предохраняли растения от поражения. Об антагонистическом действии микробов в почве по отношению к фитопатогенным бактериям и грибам упоминаются другие исследователи.
В России, как отмечалось выше, Худяков и Новогрудский установили литическое действие миколитических бактерий на фитопатогенные грибы. Эти бактерии затем были широко испытаны в борьбе с инфекциями растений как в лабораторных условиях, так и в открытом грунте, на полях. Результаты во многих случаях были положительные. Процент поражаемости заметно снижался. Например опыты Березовой, проведенные на колхозных полях с культурой льна, показали, что миколитические бактерии снижают заболеваемость фузариозсм в среднем на 40%; а в отдельных случаях их действие было еще более эффективным.

Защитная роль микробов-антагонистов

Разницына применяла выделенные ею из почвы миколитические бактерии против фузариоза сеянцев сосны (рис. 93). В условиях открытого грунта на сильно пораженном фузариумом участке заражение бактериями дало явно положительный эффект. Снижение заболеваний достигало 80% и более (табл. 112). Растения выглядели значительно здоровей на делянках, обработанных миколитическими бактериями, чем в контроле. Хвоя была длиннее, мощнее и более зеленая, стволик проростков толще и выше, чем у сеянцев, не обработанных бактериями (рис. 94).
Защитная роль микробов-антагонистов
Защитная роль микробов-антагонистов

Кореняко на протяжении ряда лет изучала миколитические бактерии почв Узбекистана, Ею были изолированы культуры бактерий из рода Pseudomonas, которые проявляли антагонистические свойства против возбудителей вилта хлопчатника — Verticillium dahliae. Испытание этих бактерий на опытных участках СТАЗРа СОЮЗНИХИ (Ташкент), сильно пораженных указанным грибом, дали положительные результаты. Миколитические бактерии угнетали развитие гриба и понижали заболеваемость хлопчатника на 60—80%. Кузина и Кублановская подтвердили эти данные. Они показали, что миколитические бактерии в смеси с другими бактериями подавляют фитопатогенные грибы более энергично.
Давыдов применял миколитические бактерии против возбудителя мучнистой росы (Sphaerotheca mors uvae) у крыжовника. Паразитный гриб исчезал при внесении бактерий-антагонистов, растение оправлялось и развивалось нормально.
Петрушева применяла культуры актиномицетов-антагонистов против «гнили» табачной рассады, вызываемой грибом Thielaviopsis bаsicola и «черной ножки» у цитрусовых культур, вызываемых фузариумом — Fusarium sp. В почве, обработанной антагонистами, растения росли нормально, а если в почву не вносили актиномицетов, поражение растений достигало 70%.
Гуринович применяла культуры актиномицетов и бактерий-антагонистов в борьбе с сосудистым заболеванием капусты, вызываемым неспороносными бактериями — Pseudomonas campestris. Антагонисты вносились в почву, зараженную указанным микробом, и этим предупреждалось заболевание растений.
Сейкетов испытывал 4 культуры гриба триходермы — Trichoderma glaucum, Т. lignorum, Т. koningii и Т. album — антагонистов ризоктонии, поражающей картофель. Процент заболевания сорта «ранняя роза» был значительно ниже (7—8%) у опытных растений, чем у контрольных (54%).
Кузина применяла миколитические бактерии против вертициллиозного вилта хлопчатника. Она обрабатывала бактериями семена перед посевом. Пораженность растений была на контрольных делянках — 54%, а при обработке бактериями-антагонистами — 8—9 %. Соответственно этому урожай был: в контроле — коробочек 1030, общий вес хлопка-сырца — 342 г. В опыте — коробочек 1630, вес хлопка-сырца 514 г, т. е. на 51% выше, чем в контроле.
Кублановская использовала в борьбе с вилтом хлопчатника актиномицетов-антагонистов. Ею изготовлялся специальный компостированный хлопково-жмыховый препарат с актиномицетами. Этот препарат вносился в почву, где высевались семена хлопчатника. Актиномицеты при таком внесении обильно развивались в почве, подавляли рост и деятельность грибов Verticillium dahliae и Fusarium vasinfectum и предохраняли растение от поражения. К концу вегетации было пораженных вилтом: у хлопчатника сорта 8517 в контроле — 52,6% всех растений, а на делянках, обработанных актиномицетами, — 18,1%; У хлопчатника сорта 108-Ф в контроле было больных растений 23,3%, а в опыте — 3,3%. На обработанных участках все растения выглядели более мощными, кусты более крупными, листья были шире и цветение обильнее и т. д. (рис. 95).
Защитная роль микробов-антагонистов

Урожай в этих опытах тоже заметно увеличивался на делянках, обработанных антагонистами. По сорту 8517: в контроле — 9,4 ц/га, на опытных делянках — 22,6 ц/га; по сорту 108-Ф: в контроле — 17,8 ц/га, а в опыте — 22,8 ц/га.
Китайские ученые Юин, Шен, Юань и др. подтвердили данные Кублановской. Они приготовляли компост из почвы с хлопковыми жмыхами, выращивали в нем актиномицетов-антагонистов к возбудителю вилта (Verticlllium dahliae). Созревший компост применялся для обработки семян. Последние высевались вместе с компостом. Степень заболевания вилтом понижалась на 50—75%, урожай хлопка повышался на 13—45 %.
Митчел с сотрудниками наблюдал усиленное развитие антагонистов-актиномицетов и бактерий, когда их вносили вместе с растительной компостированной массой в почву. При этом происходило разрушение фитопатогенного гриба — возбудителя корневой гнили хлопчатника. Положительную роль компостированных препаратов, насыщенных микробами-антагонистами, отмечает Санфорд. Он в своих опытах наблюдал снижение заболеваний у клубней картофеля, сеянцев сосны и др. Аналогичные данные приводят некоторые другие исследователи. Все они отмечают благоприятное действие компостированных препаратов не благодаря усилению питания растений, а за счет усиленного размножения антагонистов в почве.
Шефнит и Нейман применяли торфяные компосты, обогащенные бактериями-антагонистами, против снежной плесени, вызываемой Fusarium nivale. Препараты готовились из разных типов торфа. Наилучшие результаты были получены со сфагновым торфом. Процент заболевания пшеницы при обработке компостированным торфом был значительно ниже, чем в контроле.
Вуд и Твейт на основании литературных данных и своих собственных наблюдений приходят к выводу, что микробы-антагонисты играют большую роль в оздоровлении почвы. Значительно эффективней действуют микробы местного происхождения. Для усиления их развития и деятельности авторы рекомендуют вносить в почву в качестве источников питания определенные растительные остатки.
В литературе имеется много других исследований, свидетельствующих о положительном действии микробов-антагонистов в борьбе с фитопатогенными грибами, бактериями и актиномицетами. Все эти исследования показывают, что микробы-антагонисты могут быть использованы в практике сельского хозяйства для оздоровления почв. Для этого следует обогатить почвы соответствующими антагонистами.
Этого можно достигнуть разными способами. Как видно из изложенного, в почву можно вносить антагонистов либо в виде чистых культур (что мало эффективно), либо в виде компостов.
В обогащении почв антагонистами особое значение имеет растительный покров. Выше отмечалось, что растения являются мощным селекционирующим фактором. Одни из них при определенных условиях способствуют развитию и накоплению в почве фитопатогенных микробов, а другие — развитию антагонистов этих микробов. Отобрав специальными опытами растения, в ризосфере которых обильно развиваются требуемые антагонисты, и применив затем эти растения в севообороте, можно устранить или подавить рост и вредную деятельность патогенного микроба.
Если отобранные растения при высеве в почву пробактеризовать микробами-антагонистами, то процесс накопления их в почве можно значительно ускорить.
При внесении чистых культур антагонистов необходимо учитывать степень приживаемости и развития последних в почве, а равно и их активность. Если антагонисты теряют свою активность в почве, как субстрате, несвойственном им (а это бывает нередко), и если они вообще не развиваются или развиваются слабо, то эффект от них будет небольшой или он вовсе не проявится.