Диагностика питания растений по химическому анализу

 04.09.2012

При определении потребности растений в удобрениях наряду с агрохимическими анализами почвы, полевыми и вегетационными опытами, микробиологическими и другими способами все больше и больше стали применяться методы растительной диагностики.
В настоящее время широко используются следующие методы растительной диагностики: 1) химический анализ растений, 2) визуальная диагностика и 3) инъекция и опрыскивание. Химический анализ растений - наиболее распространенный метод диагностики потребности во внесении удобрений.
Химическая диагностика представлена тремя видами: 1) листовой диагностикой, 2) тканевой диагностикой и 3) быстрыми (экспресс) методами анализа растений.
Важными этапами работы по растительной диагностике при помощи химического анализа являются: 1) взятие пробы растения для анализа; 2) учет сопутствующих условий произрастания растений; 3) химический анализ растений; 4) обработка аналитических данных и составление заключения о нуждаемости растений в удобрениях.
Взятие пробы растений для анализа. При отборе растений для анализа следует добиваться того, чтобы взятые растения соответствовали среднему состоянию растений на данном участке поля. Если посев однороден, то можно ограничиться одной пробой; если же имеются пятна лучше развитых или, наоборот, хуже развитых растений, то с каждого из таких пятен берут отдельную пробу для выяснения причины измененного состояния растения. Содержание питательных веществ в хорошо развитых растениях может быть использовано в этом случае как показатель нормального состава данного вида растений.
При проведении анализов необходимо унифицировать технику взятия и подготовки образца: взятие одинаковых частей растения по ярусности, положению на растении и по физиологическому возрасту.
Выбор части растения для анализа зависит от метода химической диагностики. Для получения достоверных данных необходимо брать пробы не менее чем с десяти растений.
У древесных культур в связи с особенностями их возрастных изменений взятие проб растений несколько сложнее, чем у полевых культур. Рекомендуется проводить исследования в следующие возрастные периоды: сеянцы, саженцы, молодые и плодоносящие растения. Следует брать листья, их черешки, почки, побеги или другие органы из верхней трети побегов со средней зоны кроны деревьев или кустарников одного возраста и бонитета, придерживаясь одного и того же порядка, а именно: или только с плодовых, или только с неплодовых побегов, или с побегов текущего прироста, или листья, находящиеся на прямом солнечном или на рассеянном свете. Все эти моменты должны быть учтены, так как все они влияют на химический состав листьев. Отмечается, что лучшая корреляция между химическим составом листа и урожаем плодов получается в том случае, если в качестве пробы брать лист, в пазухе которого развивается цветочная почка.
В какую фазу развития растения следует брать образцы для анализа? Если иметь в виду получение наилучшей корреляции с урожаем, то анализ растений в фазу цветения или созревания оказывается наилучшим. Так, Люндегорд, Коларжик и другие исследователи считают, что такой фазой для всех растений является цветение, так как к этому моменту основные ростовые процессы заканчиваются и прирост массы не будет «разбавлять» процентное содержание веществ.
Для решения задачи, как изменить питание растений, чтобы обеспечить формирование наилучшего урожая, надо анализировать растения в более ранние периоды развития и не один раз, а несколько (три-четыре), начиная с появления одного-двух листьев.
Время взятия проб. I срок: для яровых зерновых (пшеницы, овса, кукурузы) - в фазу трех листьев, т. е. до начала дифференциации зачаточного колоса или метелки; для льна - начало «елочки»; для картофеля, бобовых, хлопчатника и других - фаза четырех-пяти настоящих листьев, т. е. до бутонизации; для сахарной свеклы - фаза трех настоящих листьев.
II срок: для яровых зерновых - в фазу пяти листьев, т. е. в фазу трубкования; для свеклы - в фазу развертывания шестого листа; для всех остальных - при образовании первых мелких зеленых бутонов, т. е. к самому началу бутонизации.
III срок: в фазу цветения; для свеклы - при развертывании восьмого-девятого листа.
IV срок: в фазу молочной спелости семян; для свеклы - за неделю до уборки.
У древесных растений и ягодников пробы берут по следующим фазам формирования урожая: а) до цветения, т. е. в начале сильного роста, б) цветение, т. е. в период сильного роста и физиологического осыпания завязей, в) образование плодов, г) созревание и уборка урожая и д) период осеннего листопада.
При установлении срока взятия пробы растений необходимо также учитывать, на какой период роста и развития приходятся критические уровни питания. Под термином «критические уровни» понимают наименьшие концентрации питательных веществ в растениях в ответственный период их развития, т. е. концентрации, ниже которых наступает ухудшение состояния растения и снижение урожая. Под оптимальным составом растения понимают такое содержание в нем питательных веществ в ответственные фазы его развития, при котором обеспечивается получение высокого урожая.
Величины критических уровней и оптимального состава приведены для некоторых культур ниже. Пробы берут во всех случаях в одни и те же часы суток, лучше утром (в 8-9 час), чтобы избежать изменений состава растений за счет суточного режима питания.
Учет сопутствующих условий. Судить о достаточности или недостаточности питания растений теми или другими элементами только по данным химического анализа не всегда правильно. Известно немало фактов, когда недостаток одного или нескольких элементов питания, задержка фотосинтеза или нарушение водного, теплового и других жизненно важных режимов может вызвать накопление того или иного элемента в растении, что ни в коем случае не должно характеризовать достаточность этого элемента в питательной среде (почве). Чтобы избежать возможных ошибок и неточностей в выводах, необходимо данные химического анализа растений сопоставить с рядом других показателей: с весом, ростом и темпом развития растений в момент взятия пробы и с конечным урожаем, с визуальными диагностическими признаками, с особенностями агротехники, с агрохимическими свойствами почвы, с условиями погоды и рядом других показателей, влияющих на питание растений. Поэтому одним из важнейших условий успешного использования растительной диагностики является наиболее подробный учет всех этих показателей для последующего сопоставления их между собой и с данными анализа.