Нарушение роста и развития насекомых

 08.07.2014

Гормонам принадлежит ведущая роль в регуляции процессов метаморфоза, линьки, репродуктивного развития и диапаузы насекомых. В настоящее время доказано, что гормоны насекомых выполняют роль химических интеграторов деятельности организма в онтогенезе, а также определены продуцирующие их органы. Разнообразие изменений в ходе онтогенеза и метаморфоза регулируются одними и теми же тремя гормонами, известными под общим названием гормоны развития. Первый — гормон мозга, секретируется нейросекреторными клетками в мозгу и называется также активационным гормоном, т. к. стимулирует секреторную активность других эндокринных желез. Второй гормон — экдизон, продуцируется проторакальными железами. Образование экдизона увеличивается после каждой линьки у неполовозрелых насекомых и при окончании диапаузы. Повышение концентрации экдизона стимулирует развитие физиологических и морфологических изменений, необходимых для повторения линочного цикла. Третий — ювенильный гормон — регулирует развитие ряда личиночных признаков, тормозит метаморфоз, стимулирует овогенез, белковый синтез и выполняет ряд других функций.
Возможность управления развитием насекомых в природных условиях на основе химического воздействия на их эндокринную систему возникла после искусственного создания соединений, отличающихся по строению от природных гормонов насекомых, но иммитирующих их биологическую активность. Иммитаторы гормонов насекомых делятся на следующие группы: аналоги ювенильного гормона — ювеноиды; аналоги линочного гормона — экдизоиды; ингибиторы синтеза хитина; антиювенильные препараты — прекоцены.
Общий принцип использования всех аналогов гормонов насекомых в борьбе с вредными видами заключается в том, чтобы обрабатывать ими в период, когда титр собственного гормона вредителя находится на минимальном уровне и тем самым вызвать нарушение гормонального баланса. Поскольку весь цикл развития насекомых идет под гормональным контролем, чувствительной к действию гормональных препаратов является любая стадия развития вредителя. Ответная реакция насекомых на обработку зависит от времени применения препарата я типа его действия. Обработка на стадии яйца ведет к нарушению эмбрионального развития и гибели личинок в яйце или вскоре после отрождения. При обработке ингибиторами синтеза хитина на стадии личинки происходит нарушение хитинообразования, приводящее к гибели личинок в процессе очередной или следующей за ней линьки. Обработка личинок аналогами ювенильного гормона приводит к нарушению морфогенетических процессов, ведущему к образованию нежизнеспособных форм, сохраняющих морфологические и анатомические признаки двух последовательных фаз развития. Применение препаратов на стадии имаго приводит к нарушению репродуктивного развития, снижению плодовитости, стерильности яиц.
Благодаря воздействию на специфические процессы регуляции развития насекомых гормональные препараты отличаются нетоксичностью или слабой токсичностью для других организмов, безвредны для паразитических и хищных членистоногих. Широкий спектр биологических эффектов действия (овицидный, ларвицидный, стерилизующий) на все стадии развития вредных насекомых при ограниченном влиянии на другие элементы биоценоза открывает практические возможности управления развитием насекомых и динамикой их численности.
В настоящее время практическое применение в защите растений получили ювеноиды и ингибиторы синтеза хитина. Ювеноиды как средства защиты растений принципиально отличаются от инсектицидов. Путем воздействия на такие биологические параметры, как выживаемость последующих фаз развития, процент стерильных яиц, процент диапаузирующих особей, соотношение полов, ювеноиды оказывают разностороннее влияние на популяцию вредителя. Известно более 500 синтетических ювеноидов, однако на практике применяется около десяти. В США производятся ювеноидные препараты метопрен, кинопрен, алтозар и др. Метопрен применяется для борьбы с многими видами двукрылых, равнокрылых, некоторыми группами чешуекрылых и жесткокрылых.
Ювеноиды используются против некоторых вредителей плодовых культур. Эпофенонен, кинопрен и гидропрен оказались эффективными против червецов, тлей, псиллид. Препараты подавляли размножение мягкой ложнощитовки, олеандровой щитовки в концентрациях порядка 0,05 % действующего вещества. Высокую эффективность ювеноиды показали в борьбе с американской белой бабочкой. Алтозар подавлял развитие первой генерации вредителя на 80— 90 % при расходе препарата от 0,125 до 1 кг/га. При этом наблюдалось также резкое сокращение численности второй генерации вредителя.
Эффективны ювеноиды против сосущих вредителей в условиях защищенного грунта. В США кинопрен зарегистрирован как средство борьбы с тлями и белокрылкой на оранжерейных растениях. Перспективно совместное применение ювеноидов и энтомофагов в условиях защищенного грунта. Обработка личинок златоглазки обыкновенной ювеноидами гидропреном и кинопреном вызывает увеличение продолжительности личиночной стадии и тем самым в 3—4 раза удлиняет период активного питания.
Поскольку ювеноиды не прерывают личиночного развития насекомых до дачала метаморфоза и следовательно не предотвращают вредоностности обрабатываемой ими генерации вредителя, возможность применения их для защиты посевов ограничена. Успешное использование ювеноидов целесообразно лишь при строго определенных условиях: против насекомых, вредящих только в имагинальной стадии (мух, комаров); насекомых, не причиняющих вреда при малой численности, но способных быстро размножаться (равнокрылые в теплицах, вредители на продовольственных складах); в средах, хорошо защищенных от внешних факторов; против неподвижных или малоподвижных насекомых, повторного заселения которыми обычно не происходит (щитовки, ложнощитовки, червецы). В целом ювеноиды наиболее пригодны в тех случаях, когда нет необходимости в срочном уничтожении вредителя, но требуется длительное последействие, ограничивающее подъем численности.
Этих недостатков в значительной степени лишены препараты другой группы гормоноподобных соединений — ингибиторы синтеза хитина, подавляющие развитие насекомых путем нарушения формирования кутикулы при линьках. Ингибиторы синтеза хитина, как и другие регуляторы роста и развития насекомых, вызывают «задержанные эффекты», проявляющиеся только на следующей после обработки или на еще более поздней фазе развития. При обработке личинок первого-второго возраста гибель их происходит в период подготовки к линьке, а при обработке старших личиночных возрастов смертность вредителя может наступить в период подготовки к переходу в куколочную стадию или в процессе куколочно-имагинального метаморфоза.
Теперь известно более 200 веществ с гормональными свойствами ингибиторов хитина. Наиболее широкое практическое применение получил препарат димилин (действующее вещество — дифторбензурон). Препарат выпускается в форме 25%-ного с. п. с размером частиц 2—5 мкм. На надземных частях растений он не разлагается. Остаточные количества состоят исключительно из основного вещества, которое практически не смывается дождем. Этим объясняется его продолжительное действие. Уменьшение остатков на поверхности растений происходит в основном по мере роста стеблей и листьев. После обработки димилином личинки в первые дни кажутся непораженными, но во время линьки они не могут сбросить экзувий, тело их набухает, теряет жидкость и становится черным, после чего насекомые погибают. Дифторбензурон обладает ларвицидным и стерилизующим действием. Как ларвицид он действует при поедании личинкой обработанного корма, а как овицид при непосредственном контакте с яйцами насекомого и при интоксикации самок. Хороший эффект часто достигается тогда, когда яйца откладываются на обработанные дифторбензуроном листья.
Насекомые, чувствительные к димилину, относятся в основном к отрядам двукрылых, чешуекрылых, жуков, а также представлены отдельными видами из отрядов равнокрылых, перепончатокрылых и клещей (цитрусовый клещ).
В России 25%-ный с. п. димилина рекомендован для борьбы с яблонной плодожоркой. Эффективные нормы расхода — 0,5—1,0 кг/га по препарату.
В Нидерландах, Швейцарии, Франции, Венгрии, Югославии димилин применяют преимущественно против яблонной, восточной и сливовой плодожорок, минирующих молей.
В лесах димилин подавляет большое число опасных вредителей, личинки которых поедают листву и хвою: непарный и походный шелкопряды, монашенка, горностаевые моли, златогузка, зимняя пяденица, пихтовый и сосновый пилильщики, дубовая листовертка, коконопряды и другие. Норма расхода 25%-ного с. п. димилина против вредителей леса 0,3 кг/га. В отличие от обработок традиционными инсектицидами сроки опрыскивания димилином определяются без учета времени на эмбриональное развитие, и обработка проводится на 6—10 дней раньше, чем обычно. Наиболее эффективным сроком обработки димилином является период массового лёта бабочек и начало откладки яиц, что четко контролируется с помощью феромонных ловушек.
Перспективными гормональными препаратами являются алсистин и инсегар. Алсистин — ингибитор синтеза хитина, выпускается в форме 25%-ного с. п., по спектру действия близок к димилину. Инсегар (действующее вещество — феноксикарб) — аналог ювенильного гормона, нарушающий процесс метаморфоза. Инсегар отличается высокой селективностью, не токсичен для пчел и энтомофагов, во Франции разрешен для применения в период цветения медоносов.
Высокая эффективность инсегара получена в борьбе с плодовыми листовертками, особенно сетчатой, ивовой, кривоусой.