Взаимодействие вирусов с бактериями или риккетсиями

 21.06.2014

Невирусные патогены, например В. thuringiensis (ВТ), также могут активировать латентные вирусные заболевания. Так, Василевич сообщал, что до 90% гусениц Hyphantria сunеа, заглатывавших ВТ, погибло не от бактериоза, а от NPV. Однако лишь 10—15% контрольных гусениц погибло от NPV. Криг и Шмидт отмечали, что только молодые гусеницы Н. сunеа после скармливания им ВТ погибали при симптомах бактериоза, тогда как более взрослые гусеницы после такой же обработки гибли при симптомах и признаках активированного гранулеза. Другие бактерии также могут быть пригодными активаторами. Корм, обработанный Serratia marcescens, вызвал вспышку ядерного полиэдроза, приведшую к 100%-ной гибели латентно зараженной популяции Neodiprion sertifer (Криг, неопубликованные данные). Такие же результаты в опытах с тем же хозяином получили Кудлер и Лысенко, использовав S. marcescens (смертность 52%) и Pseudomonas chlororaphis (смертность 20—100%). Поэтому можно считать, что в популяциях с латентными вирусными инфекциями искусственное заражение бактериями может действовать сильнее, чем в здоровых.
Сообщалось, однако, и о замечательном противоположном действии. Зикер и др. в лабораторных опытах скармливали ВТ гусеницам Maiacosoma neustria из популяции, страдавшей от латентного ядерного полиэдроза. Неожиданным образом смертность гусениц, обработанных ВТ, оказалась ниже смертности контрольных гусениц из той же популяции.
Вирусы могут вызывать и вторичные бактериозы. После применения специфического NPV у В. mori и Aporia crataegi наблюдалась бактериальная септицемия. Хорошо известно, что неочищенные суспензии вируса обычно действуют сильнее, чем очищенные, Например, Магнолер наблюдал подобное действие у NPV непарного шелкопряда. Предполагается, что такое усиление эффективности обусловлено бактериальным загрязнением неочищенных суспензий вируса потенциальными патогенами.
Были проведены также некоторые полевые опыты с намеренно объединенными суспензиями вирусов и бактерий. Так, Семель сочетал ВТ с NPV для подавления металловидки Trichoplusia ni, но не установил никакого увеличения смертности по сравнению со смертностью, вызываемой только вирусом. Сочетания ВТ с вирусами полиэдроза не обеспечивали большей эффективности против Malacosoma fragile и Barathra brassicae. Однако Шехурина сообщала о положительных результатах, полученных в поле с аналогичными сочетаниями. Она использовала одновременно вирус гранулеза озимой совки Agrotis (-Еuхоа) segetum и ВТ против совки восклицательной Agrotis (-Еuхоа) exclamationis. При раздельном использовании ВТ вызывал 60%-ную смертность, а вирус — 75%-ную, тогда как в результате сочетания патогенов смертность достигала 92%.
Юрпэн и Робер использовали сочетания риккетсий с вирусами. При температурах от 17 до 25 °C достигалась эффективность, (промежуточная между эффективностью каждого из патогенов в отдельности (при риккетсиозе заболевало около 58%, а при вирусной болезни — около 78%). Чем ниже была температура, тем больше был процент поражения риккетсиозом, но более высокие температуры повышали процент вирусного поражения при одновременном заражении. Для каждой комбинации патогена и хозяина существует, по-видимому, свой температурный оптимум, и двойное заражение может действовать неодинаково при разных температурах.