Дальнейшие перспективы изучения кристалла В. thuringiensis

 20.06.2014

Изучение синтеза и структуры кристалла В. thuringiensis находится в настоящее время на интригующем этапе. Мы можем теперь довольно уверенно представить картину перепроизводства (возможно, вследствие нарушения регулирующих процессов) одного из компонентов споры, приводящего к кристаллизации внутри клетки палочко- или гантелевидных белковых молекул в форме кристалла. Совершенно ясно, что по крайней мере часть такой молекулы делит антигенные детерминанты с белком оболочки споры, но ряд вопросов еще остается без ответа. Является ли белковая молекула полноценным гомологом компонента споры или только частью ее, образовавшейся из материала споры? При растворении в щелочном буфере молекула явно расщепляется на несколько компонентов. He все образующиеся при этом фрагменты токсичны для гусениц. Каковы значимость и взаимосвязь различных токсичных и нетоксичных фрагментов в исходной молекуле? Существуют ли бактериальные штаммы, синтезирующие только часть молекулы, и если да, то в какой форме накапливаются фрагменты молекул? Многочисленные факты говорят о том, что, прежде чем кристаллический белок станет токсичным для гусениц, он должен быть каким-то образом активирован, возможно, путем переваривания кишечными ферментами гусениц. Сейчас крайне важно выяснить все детали процесса активации и установить связь между этими деталями и тем, что мы знаем об основной структуре белка. Важнее всего выяснить механизм действия токсичного фрагмента или фрагментов молекулы в теле гусеницы.
Примечательной особенностью этой работы, которая должна привлечь внимание микробиологов и биохимиков, является несомненное сходство тонкого строения кристаллов у различных бактерий и заметные отличия в токсичности белков для разных видов насекомых. Так, белок В. thuringiensis var. finitimus едва ли токсичен для большинства видов насекомых, а белок В. thuringiensis var. entomocidus во много раз токсичнее для шелковичного червя, Bombyx mori, чем белок близкой разновидности subtoxicus. Примеры таких явных различий в токсичности очень многочисленны, и, когда мы сумеем объяснить их, мы окажемся значительно ближе к пониманию биологической значимости белкового токсина.
Проблемы эти, конечно, солидны, но им уделяется много внимания, и исследование прогрессирует быстро. Мы можем уверенно рассчитывать на разрешение в ближайшем будущем многих вопросов, касающихся тонкого строения и механизма действия кристаллического токсина В. thuringiensis. Эта тема важна для людей, интересующихся борьбой с вредными насекомыми. Нам известно очень мало или ничего не известно о том, какой участок в организме насекомого поражает этот токсин. Однако мы знаем, что кристалл не оказывает вредного действия на другие формы жизни, в том числе на большинство насекомых, не входящих в отряд чешуекрылых. Когда мы будем знать природу поражаемого участка и способ, каким белковый токсин В. thuringiensis его поражает, мы сможем синтезировать новые типы инсектицидных молекул, способных поражать единственно уязвимые участки в организмах ряда опасных вредителей.