01.09.2017
06.07.2017
19.06.2017
15.06.2017
12.06.2017
Классификация бактериальных токсинов по месту или механизму действия
 20.06.2014

В соответствии с местом или механизмом действия токсины могут повреждать прежде всего структуру (например, морфологическую отдельность) или функцию (т. е. нормальный обмен веществ). Нередко повреждение структуры может оказаться только еще одним участком нарушения функции или наоборот. На практике этот теоретически правильный критерий осложнен всеми трудностями различения между причиной и следствием. Тем не менее практически он все еще полезен, особенно если классификация основана на месте действия, потому что обнаружить морфологические признаки токсического действия гораздо легче, чем метаболические.

1. Классификация по месту действия

Это один из самых старых критериев для разделения токсинов, поскольку он отнесен к поражаемым тканям и его правильность основана на клинических и фармакологических данных. Так, токсины, действующие на нервную систему, называются нейротоксинами (тетанотоксин, ботулотоксин), поражающие желудочно-кишечный тракт — энтеротоксинами, вызывающие распад эритроцитов — гемолизинами, вызывающие некроз — некротоксинами и т. д.
Эта номенклатура, использующая преимущества сродства токсинов с тканями, кажется очень простой и пригодной, но она может быть весьма обманчивой. Некоторые токсины вызывают ряд морфологических или клинических симптомов. Один токсин может быть гемолизином, оказывающим некротическое действие, тогда как другой одновременно некро- и нейротоксином и т. д. Это обусловлено характером классификации — она учитывает только морфологические симптомы, не касаясь фактической причины изменения. Она не различает первичные и вторичные последствия, как указывалось выше. Например, стафилококковый энтеротоксин повреждает ткани кишечника, но эти ткани восприимчивы также и к раздражителям нервной системы. Поэтому, чтобы правильно определить место действия токсина, необходимы точные опыты с исследованием всех возможных вариантов.
Место действия токсина можно определить не только на уровне ткани, но и в пределах клетки. Например, гемолизины повреждают клеточную оболочку эритроцитов, Химичеоки гемолизины — это лецитиназы, и, расщепляя лецитин, составную часть клеточной оболочки, они повреждают клетку.
2. Классификация по механизму действия

Это критерий биохимический и, по-видимому, будет наиболее точным. Биохимически токсины в соответствии с их химической активностью — это или ферменты, или ингибиторы ферментов. Предположительно, если удастся установить, какой субстрат или какой механизм обмена нарушается каждым токсином, то все основные проблемы первичных механизмов действия можно будет описать в терминах биохимии или биофизики. Ho это все еще лишь цель, которая в большинстве случаев еще очень далека.
Если некоторые токсины являются ферментами, то необходимо установить линию разграничения между ферментом и токсином. Очевидно, ферментный токсин должен обладать всеми свойствами как фермента, так и токсина. В этом контексте следует упомянуть термин «дополнительный фактор вирулентности», относящийся к тем ферментам патогенных бактерий, которые в малых дозах не оказывают прямого специфически токсического действия на восприимчивого хозяина и, таким образом, не участвуют в патогенезе инфекции. Поэтому в конкретных случаях лучше говорить о «токсических ферментах», пока мы не выяснили механизм их действия и можно ли их отнести к настоящим токсинам. С другой стороны, было бы неразумно применять термин «токсин» только к немногим общепризнанным токсинам (ботулотоксины, тетанотоксины, энтеротоксины, лейкоцидин, токсин мышиного тифа, токсин сибирской язвы и др.), потому что наши знания о механизме их действия также ограниченны.
Энзиматическую активность токсинов определяют по тем субстратам, на которые они действуют в клетках хозяина. Ho, чтобы фермент был токсином, он должен обладать токсичностью, т. е. небольшие дозы должны специфически повреждать хозяина. Так, например, лецитиназы расщепляют лецитин четырьмя различными путями. Для того чтобы проявилась токсическая активность фермента, нужно, чтобы подходящий субстрат имелся в восприимчивом хозяине и был для него физиологически важным. Так, различные лецитиназы оказывают неодинаковое по силе действие на разные эритроциты, и эта сила действия зависит не только от наличия субстрата, но и от того, как этот субстрат встроен в клетку.
Нужно также указать, что активность отдельных токсинов может складываться, производя конечное токсическое действие.