Микроорганизмы как источники новых инсектицидных химикатов: токсины

 20.06.2014

Токсины иногда рассматривают как химическое оружие для защиты микроорганизмов или для нападения на хозяина. Такое мнение — грубейший предрассудок, свидетельствующий о недостаточности наших знаний. Даже если эти соединения и вредны для высших организмов, во многих отношениях и в разной степени, это вовсе не означает, что их назначение сводится к нанесению вреда хозяину. Многие токсины образуются, как более или менее обычные бактериальные метаболиты, даже на нормальных питательных средах. Их токсичность можно рассматривать, как вторичный эффект их присутствия в восприимчивом хозяине. Так, Clostridium tetani, образующий сильные летальные токсины, является естественным обитателем почвы, и было бы глупо полагать, что он находится в почве, ожидая лишь случая повредить человеку. То же можно сказать и относительно С. botulinum, вырабатывающих одно из самых активных из известных биологических соединений, и для его развития мясные консервы гораздо более благоприятная среда, чем живые животные. Поэтому гораздо правильнее рассматривать токсины, как нормальные бактериальные продукты, вредные для восприимчивых к ним хозяев, и не придавать им априорно никакой иной экологической роли. Отказ от антропоморфных объяснений их функций это лишь несущественный философский аспект данной темы, но приложение таких объяснений к экологии может привести к ошибочным утверждениям. Иногда, правда, бывает невозможно с уверенностью отличить причину от следствия.
Поскольку токсины это один из возможных механизмов патогенности, то, рассуждая о токсичности, необходимо рассмотреть все атрибуты патогенности. Сама по себе патогенность не является исключительным свойством микроорганизмов, а результатом взаимосвязи микро- и макроорганизма, поэтому необходимо автоматически учитывать восприимчивость хозяина к токсину. С этой точки зрения термины «токсичность» и «восприимчивость» справедливы только в приложении к изучаемой системе, и все утверждения и выводы в большой мере зависят от применяемых методов. Поэтому смысл таких критериев, как «высокотоксичный» или «нетоксичный», очень непостоянен и для сравнений необходимы точные количественные данные. Энтомопатологи нередко пренебрегают этим критерием, когда они публикуют кривые смертности, на основании которых невозможно установить единицу LD50.
Восприимчивость различных хозяев к одному и тому же токсину неодинакова. Равным образом одни токсины имеют широкий, другие — узкий спектр восприимчивых хозяев, а некоторые токсины вызывают неодинаковую смертность даже у филогенетически близкородственных животных.
Тем не менее, чтобы объяснить подобное различие в действии, необходимо знать механизм действия токсинов. Решение этого вопроса в большей степени зависит от успехов биохимии и физиологии, чем от числа занимающихся им лиц. Следовательно, это типичная межотраслевая научная задача. И если это верно в отношении наших знаний о токсинах, действующих на человека, то тем более это касается патологии насекомых.
Здесь даются ссылки только на работы о токсинах, вредных для насекомых, а при обсуждении более общих вопросов — только на сводные работы, где имеются перечни отдельных сообщений.