Glugea pyraustae в стеблевом мотыльке ostrinia nubilalis

 20.06.2014

Микроспоридия была обнаружена в США в стеблевом мотыльке в начале 1950-х годов. Это простейшее устойчиво подавляет вредителя, не вызывая сильных эпизоотий. Деккер утверждал, что эта болезнь была основным фактором, сдерживающим численность популяций мотылька на уровне, облегчавшем экономное проведение борьбы другими средствами.
Деккер, Крамер, Раун, Ван Денбург и Бурбутис, Йорк, Циммак и др. и Циммак и Бриндли приводят нижеследующие данные. Гусеницы и бабочки заражаются, заглатывая споры. Заражение на ранних стадиях развития или заглатывание больших доз спор гусеницами более поздних возрастов предупреждает формирование взрослых особей. Зараженные гусеницы развиваются медленнее и в меньшей степени способны поражать растения. Инфекция снижает зараженность культуры вредителями, в условиях стресса; больные гусеницы меньше нападали на линии гибридной кукурузы, устойчивые к мотыльку, чем здоровые (Раун, неопубликованные данные). Больные бабочки погибали быстрее, спаривались реже и откладывали меньше яиц на устойчивой кукурузе, чем здоровые. В двух отдельных опытах Циммак обнаружил, что зараженные самки мотылька откладывали на 47—48% меньше яиц и что свыше половины кладок было заражено. Крамер подтвердил эти результаты и установил, что инфекция передавалась потомству через зараженную поверхность яиц и через содержащихся в них схизонтов.
Раун и Ван Денбург показали, что остатки корма, которым питались больные гусеницы, заражали других, находившихся поблизости. Широкие обследования популяций стеблевого мотылька в штатах Среднего Запада обнаружили замечательную стойкость болезни. В начале 1950-х годов Деккер успешно акклиматизировал болезнь во всех округах штата Иллинойс, распространяя зараженных самок мотылька. Данные Рауна, Ван Денбурга и Циммака говорят о наличии болезни почти на всех участках, где были взяты пробы, и о явном снижении численности -мотылька иногда до очень низких уровней. Обследования, проведенные во всех округах штата Иллинойс, показали, что, хотя болезнь сохранялась повсюду, степень зараженности сильно колебалась.
Для эпидемиологии важнейшее значение имеют следующие взаимосвязи хозяина и патогена: 1) эффективная передача и распространение патогена трансовариально, конгенитально и от личинки к личинке; 2) снижение числа личинок, способных повреждать растения или развиться до стадии взрослого насекомого, и 3) пониженная жизнеспособность и плодовитость взрослых насекомых. С другой стороны, заражение паразитов может оказаться неблагоприятным фактором. Хотя анализ этих факторов показывает, что болезнь в популяции должна уменьшаться (поскольку родители заражают только половину потомства, а больные личинки погибают в условиях стресса в большем количестве, чем здоровые), на практике болезнь в некоторых случаях поражает до 85 процентов популяции и больше. Этому увеличению, несомненно, способствуют перекрестное заражение личинок, питающихся рядом с зараженными особями, близкое расположение кладок яиц и другие факторы, зависящие от плотности популяции.
Действие G. pyraustae можно усилить различным образом. Во-первых, успешное закрепление болезни в популяции стеблевого мотылька, достигнутое Деккером, показало, что дальнейшее распространение болезни вполне осуществимо. Раун помещал споры в пазухи листьев и таким способом заражал гусениц 1-го возраста, что почти полностью предупреждало заражение вредителем. Результаты борьбы можно улучшить, оказывая помощь патогену в некоторые критические периоды. Достаточно тщательные обследования, выявляющие слабое распространение болезни в довольно многочисленных популяциях мотылька, будут указывать на целесообразность дальнейшей интродукции патогена. Внесение спор в пазухи листьев, совпадающее по времени с отрождением гусениц нового поколения, выпуск зараженных самок мотылька и выращивание линий кукурузы, устойчивых к стеблевому мотыльку, также может оказаться ценным.