Неогрегарины как патогены насекомых

 20.06.2014

В подклассе Gregarinia только Neogregarinida обладают значительной патогенностью и могут оказаться пригодными для использования в борьбе. Вейзер и Грассе составили сводки заражаемых видов насекомых из 10 родов; после них Эшфорд сообщил о нахождении Lymphotropha tribolii n. g, n. sp. в Tribolium castaneum. Кроме этого, известны Mattesia trogodermae из кожееда Trogoderma granarium. М. grandis из хлопкового долгоносика Anthonomus grandis; неидентифицированные неогрегарины из кобылок Melanoplus bivittatus и М. bilituratus и из жука-щелкуна Conoderus falli; новый вид Ophryocystis из бабочек-данаид Danaus plexippus и D. gillipus berenice и новый вид Mattesia из кукурузной совки Heliothis zea. Неогрегарины, несомненно, очень широко распространены.

1. Патогенез и эпизоотология

Неогрегарины заражают различные ткани хозяев. Заражение обычно происходит в результате заглатывания спор. Главной причиной болезни хозяина является утрата функции пораженными тканями и органами в результате размножения паразита путем схизогонии. Жизненный цикл простейших обычно довольно долог, и споруляция начинается только через несколько недель. Некоторые виды действуют быстро, убивая личинок, сокращая продолжительность жизни и снижая плодовитость взрослых насекомых, в то время как другие поражают менее важные органы. Так, у данаид и у H. zea неогрегарины заражают только гиподермальную ткань гусениц. Часть гусениц погибает, но взрослым формам, вылетевшим из куколок, болезнь уже не вредит, поскольку все споры находятся на наружных волосках и чешуйках.
Наиболее вредоносные виды могут сильно понизить численность и лабораторных колоний и естественных популяций. В лаборатории эпизоотии протекают медленно, достигают максимума и сильно уменьшают популяции. Выживают лишь немногие насекомые, и численность популяции остается на низком уровне; примером может служить М. dispora в популяциях мельничной огневки Ephestia kuehniella. Многие виды встречаются в культурах амбарных вредителей зерна, а некоторые и в природных популяциях этих видов. В опытах Farinocystis tribolii вскоре вытеснил L. tribolii, но все личинки погибли. Вейзер утверждал, что Tribolium castaneum менее часто встречается в запасах, чем Т. destructor и Т. confusum, потому что Т. castaneum очень восприимчив к F. tribolii, в то время как остальные виды невосприимчивы. Наряду со своим основным хозяином Т. molitor, М. dispora поражает и другие виды, в том числе Plodia interpunctella. Большинство неогрегарин поражает несколько хозяев, хотя спектр последних невелик. В лабораторных опытах М. grandis заражала несколько видов чешуекрылых и один вид перепончатокрылых.
Заражение природных популяций может колебаться от редких случаев до эпизоотий. Бухер обнаружил один вид неогрегарины у 10% М. bivittatus и у 15% М. bilituratus из общего числа 427 кобылок, собранных в 1960 г. Такая высокая зараженность встречалась редко и с тех пор ни разу не была отмечена. Штейнхаус и Марш и Генри сообщают о случаях заражения других видов. Вейзер обнаружил Mattesia povolnyi в подсолнечниковой моли Homeosoma nebulellum. Он успешно закрепил эту болезнь на большой площади при плотности вредителя в одну гусеницу на 50 растений подсолнечника путем выпуска зараженных бабочек, которые загрязняли поверхность яиц в процессе их откладки. В другом случае почти все бабочки в популяции совки H. zea на хлопчатнике содержали споры, в результате чего популяция не достигла той численности, которую она имела ежегодно в течение 15 лет.
2. Пригодность для борьбы

Неогрегарины вызывают медленную изнуряющую болезнь насекомых, для полного проявления которой требуется 1—6 или больше недель. Распространение кишечных инфекций связано обычно с местным или общим скоплениями насекомых. В популяциях подсолнечниковой моли болезнь распространяется быстро в результате загрязнения яиц экскрементами. У данаид и хлопковой совки такую же роль играют загрязненные чешуйки. Амбарные вредители являются хорошим объектом для опытов по микробиологической борьбе.