Использование грибов в микробиологической борьбе с насекомыми

 20.06.2014

He так давно Уиттейкер предложил отказаться от традиционного деления всего живого мира на царства растений и животных и принять систему из пяти царств. Знаменательно, что грибы он считал настолько своеобразной группой, что выделил их в отдельное царство. Их уникальность проявляется также и при сравнении энтомопатогенных грибов с другими энтомопатогенными микроорганизмами. Наиболее важным отличием является механизм внедрения в хозяина, которое в большинстве случаев осуществляется непосредственно через кутикулу. Это, в свою очередь, требует довольно высокой выносливости в окружающих условиях, которая обеспечивала бы возникновение болезни, поскольку споры должны прорастать вне хозяев. Эта выносливость по отношению к внешним условиям у грибов носит более строгий характер, чем у других энтомопатогенных микроорганизмов или вирусов, которые обычно проникают в хозяина через пищеварительный тракт. Чтобы использовать грибы для микробиологической борьбы, о чем пойдет речь ниже, необходимо учитывать эти требования.
Хотя на первый взгляд вопрос об энтомопатогенных грибах может показаться очень узкой темой, по нему имеется обширная литература. Наиболее полная современная сводка охватывает примерно 1200 названий, но в ней отсутствуют материалы по Laboulbeniales, непатогенным грибам, связанным с насекомыми, и отчеты об исследованиях по микробиологической борьбе, опубликованные до 1937 г. или после 1963 г. Некоторые разделы, например бесчисленные отчеты о полевых наблюдениях над катастрофическими снижениями численности популяций насекомых, широко представлены в литературе, тогда как вопросы, тормозящие применение современной технологии, такие, как проникновение патогена через кутикулу, токсины и генетика, изучены крайне слабо. Новейшие обзоры литературы составили Мейдлин и Феррон.
Энтомопатогенные грибы сыграли исключительно важную роль в истории микробиологической борьбы с насекомыми.
Полевым опытом, представляющим значительную историческую ценность, был проект, осуществленный около 1890 г. в штате Канзас; по этому проекту белая мюскардина, Beauveria bassiatia, была предоставлена многим фермерам для использования против клопа-щитника Blissus leucopterus. Важность этого мероприятия заключается в его неудаче. Результаты двух первых лет (1891 и 1892) оценивались как перспективные, но в последующие годы картина изменилась. Резкое снижение численности популяций клопа-щитника, которое было вызвано грибом в той же местности на несколько лет раньше, без помощи человека, воспроизвести не удалось. Это, по-видимому, привело к двум выводам, один из которых был следствием другого. Первый заключался в том, что только присутствия агента микробиологической борьбы недостаточно для обеспечения гибели контактирующих с ним насекомых, т. е. фактором первостепенного значения в возникновении болезни, является окружающая среда. Второй вывод гласил, что, поскольку человек не может регулировать условия окружающей среды, нельзя надеяться на то, что микроорганизмы, особенно грибы, будут надежными агентами микробиологической борьбы. Признание значения микроклимата и возможность усиления вирулентности гриба до некоторой степени изменили этот отрицательный взгляд. Тем не менее даже сейчас, спустя 80 лет, это сомнение высказывается снова, когда обсуждается вопрос об использовании грибов для микробиологической борьбы.