Tortricidae (листовертки)

 20.06.2014

1. Argyrotaenia velutinana
Этот вид часто повреждает яблони, особенно с тех пор, как для борьбы с другими ее вредителями стали применять инсектициды широкого спектра действия. Вирус гранулеза (GV), выделенный Зиболдом, преобладал в большинстве популяций листовертки в штате Виргиния и на юге штата Индиана в 1949, 1950 и 1951 гг. и мог оказывать регулирующее действие в этих зонах, но не в штате Нью-Йорк.
В лабораторных испытаниях, проведенных в Нью-Йорке, листья, обработанные суспензией, приготовленной из расчета 1 взрослая больная гусеница на 20 мл воды, через неделю вызвали гибель 60% только что отродившихся гусениц, а 24% гусениц окуклилось, но бабочки из них не вылетели. С другой стороны, один труп гусеницы в 510 л воды также вызвал сильное заражение и смертность вредителя, но действие обработки проявилось гораздо медленнее. Большинство фунгицидов никакого действия на патогенность вируса не оказывало, хотя один из них (глиодин), по-видимому, инактивировал вирус.
На основании этих данных кроны яблонь были опрыснуты с помощью обычных аппаратов суспензиями вируса, приготовленными из 5, 10 и 100 трупов гусениц на 378 л воды в период, когда гусеницы были в ранних возрастах. Все перечисленные суспензии вызвали гибель большого числа гусениц, но повреждения плодов не предупредили. При самых высоких концентрациях вируса смертность была очень высокой, но при самых низких небольшое число насекомых выживало и достигало взрослой стадии. Данные о способности вируса переходить от одного поколения насекомого к другому отсутствуют.
Применявшиеся суспензии были слишком сильно разведены и не обеспечивали быструю и высокую смертность молодых гусениц. Лaбораторные опыты показали, что самую быструю гибель вызывали более высокие концентрации; поэтому, если требуется обеспечить полную защиту яблок от повреждений, нужно применять очень высокие концентрации. Кроме того, аэрозольные опрыскиватели обеспечивают более эффективное рассеивание суспензий, чем обычные. Пока все эти вопросы не будут изучены подробнее, не следует делать вывод, что данный вирус непригоден для кратковременного подавления вредителя. На основе результатов кратковременного опыта можно считать вирус перспективным для длительного подавления популяций листовертки.

2. Choristoneura fumiferana, пихтовая листовертка

Это самый опасный вредитель, оголяющий еловые и пихтовые леса Северной Америки. Он восприимчив к трем болезням — ядерному полиэдрозу (NPV), гранулезу (GV) и цитоплазменному полиэдрозу (CPV).
В 1960 г., после лабораторных испытаний и небольших по масштабу полевых опытов, NPV и GV были использованы для рассеивания в естественных популяциях вредителя на пихте бальзамической на северо-западе провинции Онтарио, когда гусеницы были в 3-м и 4-м возрастах и начинала отрастать хвоя текущего года. Вирусы применялись каждый отдельно или в смеси друг с другом из расчета 302 мл суспензии на дерево высотой 9 м; для опрыскивания использовались обычный ручной или небольшой, портативный аэрозольный опрыскиватели; каждым препаратом опрыскивали несколько деревьев. Концентрацию определяли путем анализов на белок и вирусы применяли каждый в отдельности из расчета 0,76 г белка на 3,78 л воды или в смеси примерно по 0,38 г каждого (0,76 г белка = примерно 10в10 полиэдров). Еженедельно отбирали пробы кончиков веток из средней части кроны каждого дерева и всех живых и мертвых гусениц исследовали, пользуясь фазовоконтрастной микроскопией.
Через 14—20 дней после обработки на всех опрыснутых деревьях были обнаружены живые зараженные гусеницы. GV вызвал самую высокую зараженность (40—60%), но NPV убивал быстрее и распространялся среди других гусениц на том же самом, но не на других деревьях. Принимая во внимание позднюю стадию развития гусениц в период рассеивания вируса, результаты можно было бы считать обнадеживающими, но обескураживало то, что на каждое дерево было израсходовано примерно 10в9 полиэдров. Если проводить обработку в период, когда гусеницы второго возраста начинают минировать хвою и почки, можно получить лучшие результаты. Возможность практического использования этих вирусов будет зависеть от: 1) разработки эффективного способа размножения вируса; 2) выявления наилучших концентраций вируса для борьбы с молодыми гусеницами и 3) способности вирусов сохраняться в природе из года в год.
В настоящее время можно в течение всего года выращивать большие количества гусениц на искусственном корме и использовать их для размножения вируса. Необходимо, однако, разработать более эффективный способ заражения гусениц, поскольку для высокого процента заражения приходится скармливать взрослым гусеницам очень большие количества вируса. Возможно, удастся добиться высокой и постоянной смертности путем инъекции свободных вирусных частиц непосредственно в полость тела взрослых гусениц, как это сделано для коконопрядов.
В настоящее время использование вирусов в борьбе с С. futniferana нельзя считать перспективным, но, прежде чем делать окончательный вывод, необходимо провести интенсивные количественные лабораторные и полевые исследования. Так, например, NPV, выделенный из С. fumiferana, будет заражать Choristoneura pinus — листовертку-почкоеда сосны Банкса и полевые опыты могут привести к более успешным результатам в отношении этого вида.