07.11.2017
28.09.2017
01.09.2017
31.08.2017
 25.06.2014

Усвоение растениями минеральных и органических питательных веществ протекает с различной интенсивностью, причем зависит это не только от состава и свойств поглощаемых веществ, но также от количественного и видового состава микроорганизмов, окружающих корневую систему.
Исследования показывают, что в условиях стерильного роста растения поглощают вещества не так, как в присутствии микроорганизмов. В своих опытах мы выращивали пшеницу, горох, кукурузу в стерильном питательном растворе и наблюдали поглощение ими пенициллина, стрептомицина, ауреомицина и других антибиотиков в присутствии разных видов бактерий и без них.
Для заражения питательного раствора подбирались культуры бактерий, которые не разлагали и не инактивировали антибиотики и в то же время были нечувствительны к ним. Мы отобрали и испытали более десятка таких культур, принадлежащих к разным видам: 3 культуры клубеньковых бактерий (Rh. trifolii, Rh. meliloti и Rh. phaseoli), 2 штамма азотобактера (Az. chroococcum), 4 штамма Ps. fluorescens, выделенных из ризосферы разных растений, и 2 вида из рода Bacterium (Bact. denitrificans и Bact. sp.), тоже выделенных из ризосферы пшеницы и гороха. Влияние бактерий определялось по скорости поступления из раствора вносимых антибиотиков в ткани растений и по убыли их из раствора. Наличие антибиотиков в растениях устанавливалось микробиологическим методом, принятым в антибиотической промышленности и в лабораториях. Тест-микробом служили культуры спороносной палочки — Вас. subtilis и стафилококка — Staph, aureus.
В табл. 58 и 59 даны результаты анализа поступления стрептомицина и пенициллина в ткани пшеницы и гороха в присутствии пяти видов бактерий и их смеси. Опыты с кукурузой и другими растениями дали такие же результаты.

Влияние бактерий на усвоение растениями питательных веществ

Как видно из таблиц, бактерии оказывают заметное влияние на поступление антибиотиков в ткани растений, причем различные виды бактерий действуют по-разному. Одни (Az. chroococcum, Rh. trifolii) ускоряют, другие (Pseudomonas fluorescens № 4, Bacterium sp. № 25) задерживают поступление антибиотиков в растения. Наибольшее количество пенициллина и стрептомицина было поглощено в присутствии смеси бактерий. а наименьшее в сосудах, зараженных культурой Bacterium sp. № 25.
Анализы показали, что увеличение содержания антибиотиков в тканях растений сопровождается уменьшением их количества в растворе.
Аналогичные данные были получены и в опытах с выращиванием растений на песке. Поступление антибиотиков в растения было наибольшим при наличии в субстрате азотобактера и клубеньковых бактерий, и наименьшим — в присутствии неспороносной палочки Bacterium sp. № 25 (рис. 66).
Влияние бактерий на усвоение растениями питательных веществ

Усиление поглощения корнями растений питательных веществ под влиянием почвенной микрофлоры отмечает Герретсен. Он выращивал овес, подсолнечник, гречиху и другие растения в сосудах со стерильной и нестерильной почвой в присутствии бактерий и без них. В почву вносились фосфаты, растворимые и нерастворимые или труднорастворимые в воде (ди- и трикальцийфосфат, фосфорная мука и др.).
Опыты показали, что в стерильных условиях, без бактерий, усвоение фосфатов из почвы протекает значительно слабее, чем в присутствии бактерий. Наибольший эффект был получен от специально подобранных бактерий в опытах с гречихой.
Котелев и Гарковенко изучали поступление минерального меченого фосфора (Р32) в ткани растения вики в условиях стерильной культуры и в присутствии азотобактера и фосфорных бактерий. В стерильных условиях меченый фосфор поступал медленнее и в меньшем количестве. В итоге ткани растений давали всего 4% импульсов от общей активности; в присутствии бактерий активность тканей увеличивалась до 13%.
В опытах с меченым по фосфору (Р32) лецитином были получены аналогичные результаты. Лецитин прибавлялся в раствор, которым смачивался песок. В этом песке выращивался ячмень. Опыт велся с заражением и без заражения бактериями. В отсутствие бактерий было поглощено растением органического фосфора 1,9%, а в присутствии бактерий 16,6—18,6%, т. е. в 8—9 раз больше.
Бактерии заметно усиливают поступление фосфора из гранул, приготовленных с меченым суперфосфатом. Проростки ячменя, выращенные в стерильных условиях, давали 400—500 имп/мин, а в нестерильных условиях — 1000—1500 имп/мин на 10 мг сухой массы растений.
Пользуясь методом меченых атомов, мы провели несколько серий опытов по усвоению растениями фосфорных соединений из субстрата в присутствии различных видов бактерий и без них. Растения (ячмень) выращивались в питательном субстрате (раствор, песок и почва), предварительно простерилизованном и затем зараженном чистыми культурами бактерий. В субстрат прибавлялся радиоактивный фосфор (Р32). После 15—20-суточного роста растения подвергались анализу. Определялось наличие в их тканях органического и неорганического фосфора, затем фосфор воднорастворимый, фосфор липоидов и фосфор белков. Кроме того, в органической части растворимых веществ растений определялось наличие аминокислот методом бумажной хроматографии. В опытах были использованы бактерии, выделенные из ризосферы кукурузы, выращиваемой в Молдавии. Все они относились к неспороносным бактериям рода Bacterium и Pseudomonas. Одна культура (10-A) была выделена из почвы подзола Московской обл. В каждый сосуд, наполненный песком, вносилось по 465 мг Р2О5 (Р32). Общее излучение на сосуд равнялось 6 400 000 имп/мин. Учет производился на 17-е сутки роста растений. Результаты первой серии опытов приведены в табл. 60.
Влияние бактерий на усвоение растениями питательных веществ

Радиохроматограмма (рис. 67) характеризует процесс накопления органического фосфора в тканях растения (ячмень), выросшего в стерильных условиях и в присутствии бактерий. Из данных этого рисунка и табл. 58 видно, что бактерии оказывают большое влияние на усвоение и накопление фосфорных соединений в тканях растений. Под влиянием бактерий происходит также и образование качественно иных фосфорных веществ.
В отношении определения аминокислот результаты опытов не менее показательны. Мы определяли аминокислоты на хроматографической бумаге в экстракте, получаемом в 70% спирте. Навеска в 500 мг сухой массы растений заливалась спиртом (25 мл) и настаивалась 4 часа при 45°. Затем настой фильтровался, фильтрат выпаривался до 1—2 мл и наносился на бумагу. Результаты приведены в табл. 61.
Влияние бактерий на усвоение растениями питательных веществ

На радиохроматограмме (рис. 68) даны результаты распределения аминокислот растений, выросших в присутствии двух культур бактерий (1п и 2п). Из этих данных видно, что наличие в субстрате бактерий обусловливает иной характер образования и накопления аминокислот. В контрольных проростках ячменя, выросших в стерильных условиях (песок), не удается выявить некоторых кислот (серин, гликоколь, аланин, валин, цистин), или обнаруживаются только их следы. У растений, выросших в присутствии бактерий, эти кислоты обнаруживаются в заметных количествах. Разные культуры бактерий оказывают различное влияние на образование и концентрацию аминокислот в тканях растений. В наших опытах культуры 125 и 151-А способствовали накоплению глутаминовой кислоты, а бактерии 1п и 2п — накоплению аланина, лизина и аспарагина.
Влияние бактерий на усвоение растениями питательных веществ

В условиях роста растений в почве (тяжелосуглинистый чернозем) эффективность тех же бактерий хотя и проявлялась заметным образом, но качественное и количественное соотношение аминокислот оказывалось несколько отличным от соотношений, характерных для роста в чистом песке. В проростках ячменя, выросшего в присутствии бактерий 1п и 2п, не было обнаружено ни лизина, ни аланина и в виде следов были найдены аспарагин и гликоколь (рис. 68, Б).
Влияние бактерий на усвоение растениями питательных веществ

По данных Ахромейко и Шестаковой, микроорганизмы почвы задерживают поступление фосфора (Р32) в растения древесных пород. Выращивались сеянцы дуба и ясеня в стерильной и нестерильной почве и наблюдалось поглощение изотопного фосфора. Авторами было отмечено, что бактерии ризосферы захватывают первыми фосфор, а спустя некоторое время освобождают его.
Ратнер и Колосов выращивали кукурузу в стерильных условиях по методу Шулова с прибавлением и без прибавления в раствор бактерий. Они установили, что в пасоке и в корнях обнаруживается больше органических соединений азота и фосфора у тех экземпляров растений, которые росли в присутствии бактерий. В стерильных сосудах растения содержали: амидов и аминов — 1,300 мг, азота органического — 1,191 мг (32,33%); в нестерильных условиях роста было найдено соответственно 1,562 мг и 1,960 мг (44,22%).
Различие в составе аминокислот пасоки хорошо отображено и на хроматограмме. Подкормка растений стерильных культур в молодом возрасте продуктами деятельности микробов или убитой культурой их вызывает значительное увеличение содержания в пасоке фосфора и азота. Продукты жизнедеятельности микроорганизмов, как отмечают авторы, усиливают не только поглотительную, но и синтетическую способность корней. Об этом свидетельствует как усиленное включение в синтетические процессы меченого фосфора P32 при образовании липоидов и нуклеопротеидов, так и повышенное содержание в пасоке амидного и аминного азота.
Микроорганизмы и их продукты жизнедеятельности, как видно из изложенного, оказывают влияние на ход процессов превращения азота в корнях. В присутствии микроорганизмов усиливаются процессы аминокислотного обмена в клетках корней, ускоряются процессы превращения минерального азота в органический; в присутствии микробов увеличивается поглощение из субстрата минеральных и готовых органических соединений — продуктов метаболизма микробов.
Кроме того, микроорганизмы ускоряют перемещение питательных веществ в почве. Они являются транспортирующим фактором, доставляя к корневой системе различные элементы питания.
В ряде работ отмечается, что одного контакта корней с почвой недостаточно, чтобы обеспечить потребности всего растения в питательных веществах. В почвах существуют какие-то посредники между корнями растений и питательными источниками почвы. Такого рода посредниками являются микробы.
Худяков показал, что плесневидные грибы могут переносить по своим гифам элементы питания на большое расстояние. Известно, что протоплазма движется по гифам с большой скоростью. У мукоровых грибов она достигает 50—80 μ и более в минуту. Вместе с протоплазмой переносятся различные минеральные и органические вещества, в том числе и элементы питания от места их концентрации до места интенсивного потребления, в растущую часть мицелия гриба. Многие грибы, как известно, обильно развиваются вокруг корней и на корнях, образуя микоризу.
He только грибы, но и бактерии способствуют передвижению элементов питания в почве. Котелев, применяя метод меченых атомов, установил это в отношении передвижения фосфора. Он вносил в почву гранулы суперфосфата с P32 и наблюдал степень диффундирования последнего в присутствии и в отсутствие бактерий. В стерильной почве при полном отсутствии микробов диффузия фосфора протекала очень медленно, поступление его в корни либо вовсе не наблюдалось, либо оно было незначительным. При внесении в такую почву бактерий продвижение фосфора значительно ускорялось.
Изложенный материал показывает, что вопрос о питании растений нельзя рассматривать только с точки зрения автотрофности. Растения наряду с усвоением минеральных веществ поглощают также и различные органические соединения — азотистые и углеродистые. Одни из них потребляются как пластический или энергетический материал, другие как биологически активные вещества или биокатализаторы. Последние, поступая в корни и в надземные части растений, повышают интенсивность биохимических и биологических процессов в тканях и клетках. Они усиливают рост, повышают поглотительную способность корней, ассимиляцию поступающих веществ и другие жизненно важные функции.
Биологически активные вещества почвы не только усиливают рост растений и повышают их урожайность, но и придают растениям более высокие питательные качества. Растения, получающие витамины и другие органические соединения из почвы в должном количестве, дают урожай более высокого качества, а семена их более жизнеспособны.
Тот факт, что растения могут расти на чистых минеральных питательных смесях в отсутствие микроорганизмов, еще не является доказательством бесполезности последних в питании растений.
Растение действительно можно вырастить на минеральном питательном растворе и даже получить семена в урожае без участия микробов. Ho можно ли обеспечить жизнеспособность таких растений в последовательном ряде поколений?
Мы уже приводили свои наблюдения над развитием зеленой водоросли и над ряской. Стерильно выращиваемые на минеральных средах без добавления компостов или продуктов метаболизма бактерий, эти растения утрачивали жизнеспособность и в конце концов погибали. Растения, которые выращивались на тех же средах, но с добавлением компостов или продуктов жизнедеятельности бактерий, а равно и в присутствии их живых клеток (в нестерильных условиях), сохраняются в нашей лаборатории вот уже более 20 лет без видимого понижения жизнеспособности.
He убедительны высказывания некоторых авторов о том, что в почве слишком мало органических соединений важнейших элементов — азота, фосфора (в виде витаминов, аминокислот, фитина и др.), чтобы придавать им сколько-нибудь существенное значение в питании растений. Мы еще очень мало знаем о формах органических соединений и динамике их превращений в сложных микробных ценозах. А то, что нам известно, дает основание полагать, что в почве непрерывно протекают процессы синтеза различных органических веществ. При непрерывном (даже очень слабом) образовании общая продукция этих веществ в почве может быть вполне достаточной, чтобы обеспечить необходимые потребности растений.
Совершенно непонятны утверждения некоторых авторов о том, что микроорганизмы, поглощая минеральные соединения, надолго исключают возможность использования их растениями. Это обстоятельство, по их мнению, приводит к настоящему голоданию растений. Сапрофиты почв рассматриваются как вредный фактор, причем вредность их якобы настолько велика, что специалисты призывают к тому, чтобы оградить растения от конкуренции со стороны микроорганизмов за обладание растворимыми солями.
Известно, что жизнь микробов в почве очень коротка и исчисляется часами. Отмирающие клетки еще при жизни начинают подвергаться автолизу, а когда ферментативные литические процессы заканчиваются, наступают процессы растворения остатков ферментами других микробов. Процессы разрушения бактериальных клеток могут протекать очень быстро. В процессе жизнедеятельности в клетках микробов совершается непрерывный обмен веществ. Отдельные элементы, поглощенные из субстрата микробной клеткой, очень быстро выделяются обратно. Опыты с мечеными атомами показывают, что, например, фосфор P32 появляется в субстрате через несколько минут.
Велико значение прикорневой микрофлоры в питании растений. Развиваясь в непосредственной близости от корней и на самих корнях, микроорганизмы во взаимодействии с растениями создают особую зону (ризосферу). В этой зоне почва по своим физическим, химическим и биологическим свойствам резко отличается от почвы вне корневой зоны. В ней создаются иные условия поглощения и выделения корнями веществ.
Взаимодействие между микроорганизмами и растениями, с одной стороны, и между отдельными видами микробов и их метаболитами — с другой, обусловливает различные превращения минеральных и органических веществ. В конечном итоге образуются такие соединения, которые служат источниками питания растений и поглощаются их корнями.
Вещества, находящиеся в почве, прежде чем поступить в корни растений, подвергаются переработке в большей или меньшей степени. В растения поступают не те вещества, которые характерны для почвы как таковой, а те, которые являются как бы продуктами жизнедеятельности микроорганизмов ризосферы. Прикорневая микрофлора подготовляет для растений питательные вещества в виде органических и неорганических соединений.
Роль прикорневой микрофлоры уподобляется в некоторой степени пищеварительному органу у животных. Микроорганизмы в общем итоге выполняют в почвенном питании растений ту же функцию, что и пищеварительная система животных организмов.
Такую же точку зрения высказывает американский специалист, профессор Кларк. Он считает, что микроорганизмы, обитающие в зоне корней и на корнях, выполняют работу, присущую кишечнику у животных. Еще более определенно высказывается по этому вопросу академик Лысенко. Он считает, что прикорневая микрофлора является как бы пищеварительным органом растений. С таким сопоставлением вполне можно согласиться, если учесть и деятельность микрофлоры кишечника. В последние годы микрофлоре кишечника уделяется все более внимания как фактору дополнительного питания животных и человека. Известно, что многие бактерии кишечника вырабатывают вещества, которые поступают в организм животного и играют там существенную роль в биологических процессах как биокатализаторы.
У многих животных микроорганизмы пищеварительной системы непосредственно участвуют в переработке пищи. Например, у жвачных целлюлозные бактерии перерабатывают клетчатку в усвояемые организмом вещества.